ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен теоретический анализ научной литературы, нормативных документов и материалов СМИ в области реализации поликультурного образования в школах Республики Саха (Якутия). В статье рассматривается глобализация как некая отправная точка, после которой происходят изменения в образовательной сфере нашей страны, а именно появление поликультурного образования в школах России как нового понятия и направления. Определяется начало развития поликультурного образования в России. На региональном уровне дается страноведческая характеристика республики как многонационального субъекта Российской Федерации. Выделяются основные этапы становления и развития поликультурного образования в Республике Саха (Якутия). В данном исследовании представлены практические примеры реализации поликультурного образования в школах республики. В статье описаны основные государственные программы, проекты на региональном и школьном уровнях.

Ключевые слова:
глобализация, поликультурное образование, язык, культура, школа.
Текст

Изменения общества происходят в планетарном масштабе. Это связано, в первую очередь, с процессом глобализации, который затрагивает все сферы жизни, в том числе образование. Сегодня бывает трудно отличить внешне учащегося из США и учащегося любой московской школы или школы из региона. Отечественные и западные ученые-педагоги называют это унификацией культур. Культура стала не только результатом человеческой деятельности, но и средством для продвижения продуктов на глобальном рынке. Культура малочисленных народов уничтожается. В нашей стране в период перестройки стали происходить изменения в обществе. Общество меняется и двигателем данного процесса выступает школа. Проблемы межнациональных конфликтов, межкультурного общения, воспитания толерантного отношения к представителям других культур на первой ступени обучения решает школа. 1992 г. можно назвать началом поликультурного образования в России: в основных целях и принципах Закона РФ «Об образовании» было отражено поликультурное образование, гуманистический подход к обучению, приоритет общечеловеческих ценностей, сохранение общефедерального культурного образовательного пространства, всеобщий доступ к образованию, светский характер образования, свобода выбора и плюрализма образовательных возможностей. С этого момента по всей стране на федеральном и региональном уровнях стало реализовываться поликультурное образование. Многообразие исследовательских работ ученых-педагогов в области поликультурного образования показывает, что сегодня российское общество нуждается в выпускниках школ, которые бы имели определенные культурные компетенции для взаимодействия с представителями различных культур. Поликультурное образование способно решать проблемы, возникающие в обществе. Изменение культуры общества, толерантного отношения к представителям других культур может и должна решать школа.

Список литературы

1. Иванова А.В. Развитие поликультурного образования в историко-педагогическом аспекте (на примере республики Саха (Якутия)) // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 7. - С. 195-202.

2. Корякина А.Ф. Формирование межкультурной компетенции детей и учащейся молодежи в условиях непрерывного поликультурного образования Республики Саха (Якутия) // Грамота. - 2013. - № 3. - С. 73-78.

3. Москвитина А.В. Межнациональные конфликты в Республике Саха (Якутия) / А.В. Москвитина, А.А. Стручков, Л.Н. Попова // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2014 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - № 3 (3). - С. 147-148

4. Ассоциированные школы ЮНЕСКО Республики Саха (Якутия) широко представили свои проекты на выставке «Открытая школа - горизонты Якутии» [Электронный ресурс]. - URL : https://minobr.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2663075

5. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 5. - С. 59. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1115

6. Ленский образовательный форум [Электронный ресурс] // Институт развития образования и повышения квалификации URL: http://iroipk.ykt.ru/ленский-образовательный-форум

7. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) URL: https://minobr.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2663075

8. Перечень государственных программ [Электронный ресурс] // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) URL: https:// www.sakha.gov.ru/gosudarstvennye-programmy-rsja/perechen-gosudarstvennyh-programm

9. Якутск - Ленский образовательный Форум [Электронный ресурс] // Cетевое издание Sakhapress.ru URL: http://sakhapress.ru/archives/213074

10. Membership [Электронный ресурс] // UNESCO associated Schools Project Network URL: https://aspnet.unesco.org/en-us/Pages/Default.aspx

11. 60 лет проекту ЮНЕСКО «Ассоциированные школы» [Электронный ресурс] // ГАУ ДО РС(Я) ЦО и ОД «Сосновый бор». - URL : https://sosnovybor-ykt.ru/60-let-proektu-yuneskoassociirovannye-shkoly/

Войти или Создать
* Забыли пароль?