ОЦЕНКА РИСКОВ РАТИФИКАЦИИ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО КЛИМАТУ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены ключевые вопросы Парижского соглашения по предотвращению изменения климата путем регулирования выбросов парниковых газов и риски для транспортной отрасли в случае ратификации этого соглашения. С использованием разработанной методики и прогнозных оценок численности и структур парков транспортных средств, транспортной работы выполнена оценка потенциала сокращения выбросов парниковых газов всеми видами транспорта на период до 2030 года и меры по его достижению. Установлено что выбросы парниковых газов транспортом в 2030 г. могут сократиться по сравнению с 2015 годом с 286,0 до 261,2…282,0 млн. т СО2-экв., что на 20…26% больше, чем в 1990 году. Достичь целевого уровня выбросов парниковых газов транспортом в 2030 г. (70…75% от уровня 1990 года) возможно, только при условии, если весь автомобильный парк России (66,3…73,6 млн. ед.) будет состоять наполовину из гибридных автомобилей и наполовину из электромобилей. Основными мероприятиями для выхода на траекторию стабилизации объемов выбросов парниковых газов транспортным комплексом и затем сокращения на 5…12% этих объемов в 2030 г. являются: введение углеродноориентированного транспортного налога на все виды транспортных средств; введение и ужесточение удельных (на единицу пробега) нормативов на расход топлива и выброс СО2 одиночных транспортных средств; меры по вытеснению из автомобильного парка транспорта, возраст которого превышает 10…15 лет, и замещению их электромобилями, гибридными автомобилями, автомобилями, работающими на альтернативных видах топлива, использованию безуглеродных транспортных средств. Формируемая система регулирования выбросов парниковых газов должна предусматривать дифференцированный подход к различным отраслям экономики (учитывая объективные различия в уровне их развития и технологические возможности по снижению объёмов выбросов парниковых газов) и не должна препятствовать достижению целей интенсивного развития экономики с темпами роста валового внутреннего продукта, превышающими среднемировые.

Ключевые слова:
Парижское соглашение, парниковые газы, транспорт, прогноз выбросов, целевой показатель, низкоуглеродное развитие.
Текст

1. Введение
Важным международным событием последних лет в области охраны окружающей среды явилось подписание 175 государствами, включая Россию, в конце 2015 г. в Париже нового климатического соглашения, которое вступило в силу в ноябре 2016 года [1]. В настоящее время участниками Парижского соглашения являются 197 стран, из них 170 его ратифицировали. По данным World Resources Institute, на эти страны приходится 90% глобальных выбросов парниковых газов (ПГ) [2]. Россия не ратифицировала документ. В рамках реализации Парижского соглашения поставлена задача сокращения выбросов ПГ экономикой России к 2030 г. до 70…75% от уровня 1990 г. Её выполнение в части сокращения выбросов ПГ должно стимулировать экономическое и технологическое развитие путем широкого использования возобновляемых источников энергии, электромобилей, энергосберегающих технологий. Также требуется диверсификация деятельности энергозатратных отраслей, прежде всего топливно-энергетического и транспортного секторов экономики.
Цель работы — ознакомление широкого круга специалистов с ключевыми вопросами Парижского соглашения и оценка достижимости транспортной отраслью приведенного выше целевого показателя сокращения выбросов ПГ с использованием методики [3, 4], разработанной на основе принципиальных теоретических положений, приведенных в [5–10].
2. Основные положения Парижского соглашения по климату
Соглашение2 направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития посредством:
——удержания прироста глобальной средней температуры ниже 2 °C и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °C, что значительно сократит риски и воздействие изменения климата;
——повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия развитию при низком уровне выбросов ПГ, таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;
——приведения финансовых потоков в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов ПГ и сопротивляемостью к изменению климата.
Парижское соглашение провозгласило два направления действий:
——снижение выбросов ПГ и адаптацию к негативным эффектам изменения климата;
——наиболее развитые страны имеют коллективное финансовое обязательство перед наиболее слабыми и климатически уязвимыми государствами (Россия в число этих стран не входит). Поток климатического финансирования, мобилизованного ими в виде государственных средств и частных инвестиций, должен вырасти до 100 млрд долларов в год с 2020 года.

Список литературы

1. РИА Новости. Парижское соглашение по климату. [Электронный ресурс] // Информационный веб-сайт. - Электрон. текст. и граф. дан. - URL: https://ria.ru/spravka/ 20171212/1510681570.html (дата обращения: 19.05.2018).

2. World Resources Institute [Электронный ресурс] // Информационный веб-сайт. - Электрон. текст. и граф. дан. - URL: http://www.wri.org/ (дата обращения: 19.05.2018).

3. Трофименко Ю. В., Комков В. И., Григорьева Т. Ю. Прогноз численности и структуры автомобильного парка Российской Федерации по экологическому классу, типу энергоустановок и виду топлива на период до 2030 года // Урбоэкология. Экологические риски урбанизированных территорий. Научный симпозиум. Самарский научный центр РАН, Самарский государственный технический университет. - 2017. - С. 196-212.

4. Trofimenko, Y., Komkov, V., Donchenko, V. Problems and prospects of sustainable low carbon development of transport in Russia. 2018. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 177(1), 012014

5. Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК, 2006 г. / Под ред. С. Игглестона, Л. Буэндиа, К. Мива, Т. Нгара и К. Танабе // Программа МГЭИК по национальным кадастрам парниковых газов. - ИГЕС, Япония. - 2006. - Т. 1-5. [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. и граф. дан. - Систем. требования: Adobe Reader. - URL: http://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/russian/index.html (дата обращения: 19.05.2018).

6. COPERT Versions [Электронный ресурс] // Информационный веб-сайт. - Электрон. текст. и граф. дан. - URL: http://www.emisia.com/utilities/copert/versions/ (дата обращения: 19.05.2018).

7. EMEP/EEA air pollutant emission in venture guide book - 2016 [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. и граф. дан. - Систем. требования: Adobe Reader. - URL: https://www.eea.europa.eu/publications/emep-eea-guidebook-2016 (дата обращения: 19.05.2018).

8. Trofimenko Y. V., Grigoreva T. Y., Evgenev G. I. Energy-saving problems of road facilities in Russia. // WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2014. Т. 190 vol. 1. pp. 535-542.

9. Григорьева Т. Ю., Трофименко Ю. В. Прогноз выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортным комплексом Российской Федерации на период до 2030 года // Автотранспортное предприятие. - 2009. - № 3. - С. 31-35.

10. Donchenko V., Kunin Y., Ruzski A. et al. Estimated atmospheric emission from Motor Transport in Moscow based on transport Model of the sity, Transportation Research Procedia, 2016, pp. 2649-2658.

11. Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990-2015 гг. - Москва. - 2017. - 471 с. [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. и граф. дан. - Систем. требования: Adobe Reader. - URL: http://www.meteorf.ru/upload/pdf_download/NIR-2017_v1_fin.pdf (дата обращения: 19. 05.2018).

12. Energy Carriers for Powertrains [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. и граф. дан. - Систем. требования: Adobe Reader.

13. URL: https://www.ertrac.org/uploads/documentsearch/id32/2014-03-12_Roadmap_Energy_Carriers_for_Powertrains.pdf (дата обращения: 19.05.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?