Казахский национальный педагогический университет им. Абая («Методика преподавания математики, физики и информатики», зав. кафедрой)
Алматы, Казахстан
Россия
ГАОУ ДПО МО «Корпоративный университет развития образования»
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Цель данной статьи состоит в том, чтобы на основе анализа опыта реформирования систем образования России и Казахстана последних трех десятилетий выявить целесообразные направления развития системы образования в условиях противостояния идей глобализации и сохранения национальных интересов наших стран. Решаются следующие задачи: проанализировать опыт разработки государственных образовательных стандартов; оценить итоги международных исследований в области образования; обосновать роль школы в развитии государства и роль государства в развитии образования в условиях противостояния идей глобализации и сохранения национальных интересов наших стран. Использованы следующие методы: контент-анализ, статистический анализ, герменевтический подход, метод историко-культурологического исследования. Реформирование системы образования привело к кардинальным изменениям как в самой отрасли, так и в общественном сознании наших граждан. В итоге часть населения одобряет реформы, а часть не приемлет их, ссылаясь на то, что прежняя система образования была одной из лучших в мире. Модернизации в значительной степени подверглись стандарты общего образования, а затем и стандарты педагогического образования. Это привело к изменениям в их содержании. Как следствие возникли разнообразные образовательные системы и закрепились термины «компетенция» и «компетентностный подход», которые стали главными компонентами содержания образования как общего, так и профессионального педагогического. Видоизменяется сама школа и роль учителя в ней. Однако до настоящего времени общество не имеет ответа на главный вопрос – какие положительные результаты дало нам вхождение в мировое образовательное пространство. Авторы предлагают всесторонне проанализировать проведенную модернизацию в отрасли, сделать выводы и по необходимости внести коррективы в суть и содержание продолжающихся реформ в системе как общего среднего, так и высшего педагогического образования.
содержание образования, стандарты, педагогическое образование, модернизация, анализ, компетенция, общественное сознание.
Введение. Вот уже почти три десятилетия системы образования и педагогической науки наших двух стран пребывают в процессе перманентной модернизации. В России — кардинальнее и более энергично; в Казахстане — более взвешенно и последовательно. Векторы реформ в целом однонаправленны. Реализация отражает специфику культурного кода народов и особенности общественного сознания страны. В свою очередь, реформы вносят вклад в развитие общественного сознания, духовно-нравственной культуры, формирование национальной идентичности народов наших стран. Часто этот вклад невелик и незаметен. Но нередко — весом и значителен. Тем важнее и с мировоззренческой, и с чисто прагматической точки зрения посмотреть на результаты проделанной работы. Вспомнить. Оценить. Подумать, что делать дальше. Речь не идет об остановке — развитие неостановимо. Речь идет о необходимости рефлексии, без чего легко потерять магистральные направления реформ, а затем и увязнуть в решении конъюнктурно важных, но экзистенциально мало значимых вопросов, реально остановившись в развитии. Перед нами огромное поле деятельности. Ведь за истекшие годы почти не было попыток всестороннего анализа проводимых реформ. Похоже, данное обстоятельство пока мало кого волнует. Во всяком случае, в России. Между тем не следует забывать, а точнее, следует всегда помнить, что все наши аргументы за то или иное «будущее», за те или иные инновации в какой-то мере находятся в прошлом. В том, что уже случилось, произошло, реализовалось. Только поняв, что и как сделано, можно намечать направления движения в будущем. Извлекать уроки, предупреждать ошибки, не доводить дело до ситуаций, за которые становится стыдно перед потомками. Чтобы не быть голословными, рассмотрим только два примера. Первый. По историческим меркам мгновенно (с 1996 г. в России, а с 2004 г. в Казахстане) мы сумели пройти путь от единого учебника по каждому учебному предмету к их вариативности (многие десятки) и обратно. Обратно — потому что уже неприлично такое разнообразие. Тем более что, как выяснилось, на качестве образования все эти вариативности в позитивном плане практически не сказались. Говорили об этом осторожно, поскольку никаких специальных исследований по этой теме не проводилось. Все решения покоятся на экспертных оценках. А эксперт — субстанция такая: вчера — за вариативность, сегодня — за единый учебник. Самое главное в том, что общественное сознание всякий раз убеждало себя в правильности движения именно в этом направлении.
1. Государственный ученый совет Наркомпроса РСФСР, 1919-1932 гг.
2. Модели и структуры содержания общего среднего образования [Текст]: отечественный и зарубежный опыт / под ред. М.В. Рыжакова и А.А. Журина. - М.: Нестор-История, 2012.
3. Абылкасымова А.Е. Содержание образования и школьный учебник [Текст]: монография / А.Е. Абылкасымова, М.В. Рыжаков. - М.: Арсенал образования, 2012. - 224 с.
4. Абылкасымова А.Е. Современные тенденции развития непрерывного педагогического образования [Текст]: монография / А.Е. Абылкасымова, М.В. Рыжаков, С.Е. Шишов. - Алматы: Атамура, 2017. - 272 с.
5. Abylkassymova A.E., Kalney V.A., Shishov S.E. Formation of Public Consciousness, Spiritual and Moral Culture of Students in the System of Continuous Pedagogical Education // Journal of History Culture and Art Research, 7(1). - Vol. 7, No. 1, March 2018. - P. 26-33. (Thomson Reuters, Web of Science). DOI: http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v7i1.1460. Impact Factor: 1,17.
6. Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования [Текст]. - М., 18-20 ноября 2015 г.
7. Манифест «Гуманистическая педагогика - XXI век» [Текст] // Новая газета. Вопросы образования. - М., 2015.
8. Современная аналитика образования [Текст] // ВШЭ. - 2018. - № 2.
9. Киборг с ученой степенью? [Текст] // Экономические стратегии. - 2008. - № 5-6. - С. 62-67.
10. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Республика, 1993.
11. Рассел Б. История западной философии [Текст] / Б. Рассел. - Новосибирск, 1994.
12. Хутмахер В. Основные компетенции для Европы [Текст] / Вало Хутмахер // Доклад на симпозиуме. Берн, Швейцария, 27-30 марта 1996 года. Совет по культурному сотрудничеству (CDCC). - Среднее образование для Европы. - Страсбург, 1997.
13. Alves A.F., Gomes C.M.A., Martins A. & Almeida L.S. (2016). Социальные и культурные контексты изменяются, но интеллект. Познавательная эффективность и успеваемость как упорные, чтобы объяснить детям академические достижения. Ponte International Scientific Research Journal, 72, 70-89. URL: http://dx.doi.org/10.21506/j.ponte.2016.9.6/
14. Baily K.D. Methods of Social Research N.Y., London, 1982.
15. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) aSecondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
16. Klaas van Veen, Peter Sleegers, Piet-Hein van de Ven. One teacher's identity, emotions, and commitment to change: A case study into the cognitive-affective processes of a secondary school teacher in the context of reforms, Teaching and Teacher Education, Volume 21, Issue 8, 2005, Pages 917-934. URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2005.06.004/ (http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X05000806).
17. Martins A.A., Alves A.F. & Almeida L.S. (2016). The factorial structure of cognitive abilities in childhood. European Journal of Education and Psychology, 9, 38-45. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.ejeps.2015.11.003/
18. Michèle Schmidt, Amanda Datnow. Teachers’ sense-making about comprehensive school reform: The influence of emotions Teaching and Teacher Education, Volume 21, Issue 8, November 2005, pp. 949-965.
19. Soares D.L., Lemos G.C., Primi R. & Almeida L.S. (2015). The relationship between intelligence and academic achievement throughout middle school: The role of students’ prior academic performance. Learning and Individual Differences, 41, 73-78. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2015.02.005/
20. Sue Lasky. Teaching and Teacher Education. A sociocultural approach to understanding teacher identity, agency and professional vulnerability in a context of secondary school reform. Elsevier. November, 2005.
21. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. 1959. № 66.