ГРНТИ 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 7731 Мировая экономика
Настоящая статья посвящена рассмотрению очень популярному в настоящее время методу ведения бизнеса — международному франчайзингу. Особый акцент сделан на такой основополагающий для франчайзинга вопрос — как история его зарождения и развития до наших дней. Уточнен временной период зарождения франчайзинга. На основе исторических примеров показано эволюционное развитие франчайзинга, начиная с древнейших времен до 21 века. Проведен анализ исторических нестыковок о месте появления и наибольшего распространения данного метода ведения бизнеса. Значительное внимание уделено распространению франчайзинга в США и за их пределами, как стране, в которой коммерческий франчайзинг получил наибольшую популярность и стал своего рода эталоном успеха для ведения бизнеса. Различные временные реплики и вариации франчайзинга, даже появляясь изначально в других странах, так или иначе реализовывались в американских компаниях — крупных корпорациях (например, General Motors, Coca Cola, Rexall и т.д.). Вместе с американской популярностью постепенно стал разрастаться и американский кризис франчайзинга в 1970-х гг., что стало приводить к появлению законодательного регулирования франчайзингового бизнеса в США (правило FTC), а также в странах его наибольшего успешного распространения и применения в бизнесе. Авторами представлена модель интернационализации франчайзинга по англо-саксонскому типу, где показаны регионы и страны поэтапного распространения этого вида бизнеса.
международный франчайзинг, эволюция франчайзинга, англо-саксонская модель распространения франчайзинга, бум франчайзинга, кризис франчайзинга, коммерческий франчайзинг
1. Блинов А. Знакомьтесь - франчайзинг // Бизнес. - 1996. - № 7.
2. Czinkota M.R., Ronkainen I.A. International Marketing. The Dryden Press, Fort Worth, etc., 1998.
3. Новосельцев О.В. Коммерческая концессия (франчайзинг): история, формы, правовое регулирование, оценка // Инновации. - 2002. - № 9-10 (56-57).
4. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - № 3.
5. Oxford English Dictionary, 1933, p. 1630
6. Бердина М.Ю., Бердин А.Э. Международный франчайзинг: пути трансфера нематериальных активов бизнеса: Монография. - Poland, IScience, 2019
7. Seid M. The history of franchising. URL: https://www.thebalancesmb.com/the-history-of-franchising-1350455
8. Tarbutton Lloyd T. Franchising: The How-To Book. Prentice Hall, 1986.
9. History of Franchising, URL: www.fasa.co.za (2004)
10. Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга. - URL: http://www.franchise.org
11. “The Franchise Rule”, Prepared Statement of the FTC before the Subcommittee on Commerce, Trade, and Consumer Protection of the Committee on Energy and Commerce, United States Representatives, June 25, 2002.
12. Luostarinen R., Welch L. International Business Operations. - Helsinki School of Economics, Helsinki, 3rd ed., 1997.