Муниципальное общеобразовательное учреждение "Школа №1" (учитель физики)
Троицк, Челябинская область, Россия
аспирант
Южноуральск, Челябинская область, Россия
сотрудник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №13" г. Троицк Челябинской области, Челябинская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы развития естественно-научного стиля учебно-познавательной деятельности школьников в условиях дидактического синтеза содержания естественно-научного образования. Авторы определяют естественно-научный стиль учебно-познавательной деятельности как индивидуально-своеобразный способ восприятия, кодирования, переработки, постановки и решения проблем в познании школьниками. Цель статьи заключается в представлении технологии развития естественно-научного стиля учебно-познавательной деятельности при личностно-личностном взаимодействии школьников и учителей в условиях дидактического синтеза содержания естественно-научного образования. В статье описан теоретический контекст представления технологии развития естественно-научного стиля учебно-познавательной деятельности личности, включающий: целевые ориентиры, принципы, особенности содержания, методы и способы, методику и направления реализации. Показаны пути раскрытия технологии развития личности в условиях дидактического синтеза содержания естественно-научного образования. Выявлены основные признаки, определяющие естественно-научный стиль учебно-познавательной деятельности школьников, аде- кватно отражающие деятельность естествоиспытателя. Концептуальными положениями развивающей технологии обучения выступают положения о приоритете образовательных потребностей личности, стимулирование изменений индивидуально-своео- бразных действий и операций, реализации дидактического резонанса стиля учения и научения, персонализации содержания естественно-научного образования личности, использование специфических методов и способов обучения. Определено содержание технологии развития естественно-научного стиля учебно-познавательной деятельности, которое включает дифференциацию, персонализацию, интеграцию, оптимизацию, активизацию, направленность личностно-личностного взаимодействия. Представлена методика развития естественно-научного стиля учебно-познавательной деятельности, опирающаяся на дифференциально-индивидуальный, индуктивно-дедуктивный, комплексный, алгоритмический, исследовательский и прагматический методов обучения. Выделены приоритетные способы обучения учащихся, характеризующие естественно-научный стиль учебно-познавательной деятельности.
развивающее обучение, стиль учебной деятельности, естественно-научный стиль учебно-познавательной деятельности, технология развивающего обучения, личностно-личностное взаимодействия при обучении, методы обучения, способы обучения
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Москва: ИНТОР, 1996. - 544 с.
2. Старченко С.А. Интегративный подход к содержанию естественнонаучного образования: монография. − Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера». - 2018. - 124 с.
3. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума; 2-е изд.- Санкт-Петербург: Питер, 2004. − 384 с.
4. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. Учебное пособие. − Москва: Педагогическое общество России, 2001. − 236 с.
5. Тулькибаева Н.Н., Большакова З.М. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования: монография. − Челябинск: Изд-во Челябинский государственный педагогический университет. − 2008. − 162 с.
6. Самарин Ю.А. Очерки психологического ума. Особенности умственной деятельности школьников. Москва.- Изд-во АПН РСФСР. - 1962. − 504 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - Москва: Изд-во Смысл. Изд-во Элсо, 2004 - 512 с.
8. Сочивко Д.В., Пицелко А.В. Теория и практика психодинамической диагностики личности : монография. - Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. - 177 с.
9. Жарковская Т.Г., Синельников И.Ю. Интегративный подход как способ междисциплинарного взаимодействия // Педагогика. - 2018. − №8. − C. 91−95.
10. Большакова З.М., Старченко С.А., Иванова О.С. Дидактическая модель развития стилей учебно-познавательной деятельности выпускников на этапе подготовки к ЕГЭ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2019. − №6. − С. 35−42.
11. Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии. − 1965. − №12. − С. 49−59.
12. Старченко С.А., Бондаренко Ю.М. Новая модель содержания биологического образования в профильной школе // Современные проблемы науки и образования. − 2019. − №2 . − С. 91.
13. Старченко С.А. Проект опытно-экспериментальной деятельности по разработке содержания естественнонаучного образования в лицее. Методическое пособие. − Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2009. − 32 с.