Россия
На основе анализа совокупности подходов к определению понятий «педагогический мониторинг», «качество образования» в статье представлены классические системы мониторинга в образовании, отражающие дидактические, воспитательные, социально-психологические, управленческие, материально-технические аспекты процесса образования. Проанализирован конкретный вариант системы мониторинга для сельской школы, учитывающий многоаспектность понимания категории «качество образования». Сделан вывод об имеющихся проблемах в организации педагогического мониторинга, связанных с различающимися подходами к пониманию сути качества образования, классическим тяготением педагогической практики к традиционным знаниевым критериям мониторинга, необходимостью разработки новых его показателей с учетом гуманистической ориентации современной школы и слабой проработанностью измерительного мониторингового инструментария. С учетом данных факторов и специфики современной сельской школы представлена модель социально-педагогического мониторинга для образовательных организаций, расположенных на селе. В заключение показан вариант мониторинга образования в одной из сельских школ Кировской области, отражающий элементы компетентностно-деятельностной парадигмы.
сельская школа, микросоциум сельской школы, традиционная парадигма образования, компетентностно-деятельностная модель обучения, педагогическая диагностика, качество образования, педагогический мониторинг, критерии и показатели мониторинга.
В данной работе мы хотели бы продемонстрировать разработанную нами системную модель мониторинга для компетентностнодеятельностного режима развития сельской школы.
Сначала выявим сущность категории «педагогический мониторинг».
Мониторинг — система сбора, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков описания объекта для вынесения суждения о состоянии данного объекта в целом, т.е. для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого числа характеризующих его признаков.
Мониторинг параметров — наблюдение за какими-либо параметрами. Результат мониторинга параметров представляет собой совокупность измеренных значений параметров, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения параметров существенно не изменяются [7].
Педагогический мониторинг является элементом системы информационного обеспечения управленческих и педагогических решений и рассматривается как один их эффективных познавательных методов педагогического процесса [9]. Под мониторингом понимается также метод исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы — педагогической диагностики.
1. Гирба Е.Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности: учебно-методическое пособие. М.: Перспектива, 2010. 152 с.
2. Гльмукова И.А. Педагогический мониторинг в контексте педагогики и дидактики // Фундаментальные исследования. 2005. № 3. С. 84, 85. www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=5888
3. Крицкий М.А. Педагогический мониторинг опытно-экспериментальной работы как фактор развития инновационной школы. http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskii-monitoring-opytnoeksperimentalnoi-raboty-kak-faktor-razvitiyainnovatsionno
4. Майоров А.Н. Мониторинг региональных образовательных систем и эффективности реализации социальных проектов / А. Н. Майоров, О. Е. Лебедев, Е. С. Заир-Бек. М.: Полиграфсервис, 1999. С. 29-33.
5. Майоров А. Н. Мониторинг социальной эффективности и условий деятельности образовательных систем // Школьные технологии. 1999. № 5. С. 84-115.
6. Митина О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании // Школьные технологии. 2002. № 4. С. 69-75.
7. Мониторинг - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мониторинг
8. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 240 с.
9. Педагогический мониторинг http://www.do.ipk.edu.ru/library/337/ped_monitor.htm?aicc
10. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2013. 134 с.
11. Толпинец С.В. Система оценки качества обучения в условиях сельской школы. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/sistema-ocenikachestva-obucheniya-v-usloviyah-selskoy
12. Фоменков А.И. Социально-педагогический мониторинг в управлении современным общеобразовательным учреждением. http://www.smolsoc.ru/index.php/2010-09-02-19-38-25