Рассмотрены вопросы административной ответственности юридических лиц. Отмечается, что основными тенденциями изменений в КоАП РФ являются усиление административной ответственности, детализация имеющихся и введение новых составов административных правонарушений. Отдельные нормы КоАП РФ предусматривают значительный минимальный размер административного штрафа для юридических лиц, что существенно ограничивает свободу предпринимательства и права частной собственности. С учетом указанных тенденций актуальным является вопрос о возможности назначения санкции в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, принимая во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица. Проанализированы правовые позиции судов по делам об административных правонарушениях. Обозначена необходимость систематизации видов административных наказаний, установления соотношения административных наказаний и критериев применения с возможностью их взаимной замены.
Административное правонарушение, административная ответственность, санкция, систематизация административных наказаний, административный штраф, административное приостановление деятельности, судебная практика, юридические лица, конституционные принципы.
За период действия Кодекса РФ об административных правонарушениях принят 341 федеральный закон, изменяющий редакции Кодекса, в том числе: в 2009 г. — 24, в 2010 г. — 46, в 2011 г. — 48, в 2012 г. — 32 федеральных закона. Наибольшее количество федеральных законов, предусматривающих изменения норм КоАП РФ, принято в 2013 г. — 84 федеральных закона. Для сравнения: в КоАП РСФСР 1984 г. изменения и дополнения вносились в общей сложности 165 раз.
Основными тенденциями изменений в КоАП РФ являются усиление административной ответственности граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (увеличение размеров административных штрафов, применение более строгих административных наказаний), детализация имеющихся и введение новых составов административных правонарушений. При этом в КоАП РФ не было внесено принципиальных изменений в части дифференциации условий административной ответственности и индивидуализации административного наказания.
Рассматривая административную ответственность в системе публично-правовой ответственности, С. М. Зырянов указывает, что «отмечаются чрезмерная репрессивность административной ответственности, приводящая к конкуренции с уголовной ответственностью; явное и скрытое дублирование административных запретов, установленных КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, нередко с большими санкциями; сохранение неопределенности значительной части составов административных правонарушений; установление административной ответственности за деяния, которые не совершаются вообще либо встречаются в единичных случаях; изъятия из фундаментальных принципов юридической ответственности для упрощения производства по делам об административных правонарушениях и другие негативные последствия».
Законодатель уделяет особое внимание вопросам совершенствования КоАП РФ и, в частности, института административной ответственности юридических лиц. Следует отметить, что развитие института административной ответственности юридических лиц имеет фискальную направленность, обеспечивая пополнение доходной части бюджета, поскольку такому виду административного наказания, как штраф, по мнению В. Д. Сорокина, «руководствуясь государственным федеральным интересом, совсем не трудно придать такие параметры, чтобы, с одной стороны, дать почувствовать юридическому лицу, что так делать нельзя, а с другой — более или менее ощутимо пополнить государственную казну». По данным судебной статистики, в общей структуре судебных штрафов «наибольшую долю наложенных штрафов составляют штрафы по делам об административных правонарушениях — 86 % (36,8 млрд рублей по вступившим в силу судебным решениям в 2012 году). Почти 90% от суммы наложенных штрафов по судебным постановлениям наложено на привлеченных к административной ответственности юридических лиц и более 80% от общей суммы наложенных штрафов по постановлениям судей по делам об административных правонарушениях наложено судами за неуплату административного штрафа (ст. 20.25 КоАП РФ)».
1. Зырянов С. М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. № 1.
2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. 2-е изд. М., 2010.
3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / под общ. ред. Н. Г. Салищевой. 7-е изд. М., 2011.
4. Кононов П. И. О некоторых актуальных проблемах административной ответственности юридических лиц (по материалам арбитражно-судебной практики) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 3.
5. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2012 году. URL: http://www.cdep.ru.
6. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2012 г. и за 2013 г. // Отчеты о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях (форма № 1-АП). URL: http://www.cdep.ru.
7. Сорокин В. Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Юридическая мысль. 2002. № 4.