сотрудник
Россия
сотрудник
Россия
сотрудник
Россия
п. Октябрьский, Ульяновская область, Россия
сотрудник
УДК 62 Инженерное дело. Техника в целом. Транспорт
ГРНТИ 68.85 Механизация и электрификация сельского хозяйства
ОКСО 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве
ББК 40 Естественнонаучные и технические основы сельского хозяйства
ТБК 5606 Техническое оснащение сельского хозяйства
Современные тенденции в двигателестроении направлены на улучшение мощностных и топливо-экономических показателей двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Это, в свою очередь, сопровождается увеличением механической и тепловой нагрузки на детали цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Одной из наиболее нагруженных деталей ЦПГ является поршень. Перегрев поршня приводит к преждевременному износу трущихся поверхностей, залеганию поршневых колец и их поломкам, заклиниванию поршней, прогарам днища поршня и т.п. Современная технология может обеспечить защиту деталей двигателя, подверженных термическим нагрузкам, особенно поршней, путем использования структурного покрытия или специальных изолирующих материалов. Основная идея такого покрытия состоит в отражении тепловой энергии обратно в камеру сгорания, что должно предупреждать перегрев поршня. Теплозащитные покрытия наносят плазменным и детонационным методами, однако такие покрытия при работе разрушаются и поэтому они не нашли широкого применения для снижения температурного уровня поршня. Для улучшения теплоизоляционных свойств поршня предлагается на рабочих поверхностях головки поршня сформировать теплоизолирующее покрытие методом микродугового оксидирования (МДО). Отличительной особенностью МДО является участие в процессе формирования покрытия поверхностных микроразрядов, оказывающих весьма существенное и специфическое воздействие на формирующееся покрытие, в результате которого состав и структура получаемых оксидированных слоев существенно отличаются, а свойства значительно повышаются по сравнению с обычными анодными пленками. Проведенные сравнительные моторные испытания, результаты которых показали, что двигатель, оснащенный поршнями с теплоизолирующим покрытием на рабочих поверхностях головки, увеличивает мощность на 5,3 % и снижает часовой расход топлива на 5,7 %, по сравнению с двигателем, оснащенный типовыми поршнями.
двигатель, теплоизолирующее покрытие, мощность, расход топлива, микродуговое оксидирование
1. Сибриков, Д. А. Снижение теплонапряженности поршневых групп судовых дизелей /Д. А. Сибриков: Дисс. ... канд. техн. наук.- Новосибирск, 2004. - 122 с.
2. Woschni G., Klaus B., Zeilinger K. Untersuchung des Wärmetransportes zwischen Kolben, Kolbenringen und Zilinderbuchse // MTZ. 1998. Nr. 9. - P. 556-563.
3. Grot K., Thiemann W. Beitraq zur Brennraumisoliering bei Viertaktdieselmotoren // Motortechnische Zeitschrift. - 1983. - P. 287-298.
4. Костин, А.К. Работа дизелей в условиях эксплуатации / А. К. Костин, Б.П. Пугачёв, Ю.Ю. Кочинев. - Л.: Машиностроение, 1989. - 286 с.
5. Никитин, М.Д. Теплозащитные и износостойкие покрытия деталей дизелей / М.Д. Никитин, А.Я. Кулик, Н.И. Захаров -Л.: Машиностроение. 1977. - 165 с.
6. Чигиринова, Н.М. Оксидные керамические покрытия - эффективная тепловая защита рабочих поверхностей деталей ЦПГ / Н.М. Чигиринова, В.В. Чигиринов, В.Е Чигиринов //Автомобильная промышленность. - 2004. - №6. - С. 30-34.
7. Шпаковский, В.В.Анализ эффективности применения поршней с корундовым слоем для снижения расхода топлива / В.В. Шпаковский, О.Ю. Линьков // Авиационно-космическая техника и технология. - 2008. - №10 (57.) - С. 140-144.
8. Wang, Z. Microstructure and properties of ceramic coatings produced on 2024 aluminum alloy by microarc oxidation / Z. Wang, L. Wu, Z. Jiang, W. Cai, A. Shan // Journal of Alloys and Compounds. - 2010. - № 1. Т. 505. - P. 188-193.
9. Результаты теоретических и экспериментальных исследований теплонапряженности поршня ДВС с оксидированным днищем / А.Л. Хохлов, Д.М. Марьин, А.А. Глущенко, Д.А. Уханов // Нива Поволжья. - 2013. - №2 (27). - С. 100-106.
10. Марьин, Д.М. Структура и элементный состав оксидированного слоя на днище и поршневых канавках поршня ДВС / Д.М. Марьин, А.Л. Хохлов, А.А. Глущенко // Новости передовой науки-2014. Материалы X Международной научно-практической конференции. - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД., 2014. - С. 56-60.
11. Аюгин П.Н. Исследование процесса сгорания топлива в дизельном двигателе в зимних условиях / П.Н. Аюгин, Н.П. Аюгин, Р.Ш. Халимов, Р.К. Сафаров, Д.Е. Молочников, В.А. Голубев // Техника и оборудование для села. - 2015. - №8. - с. 20-23.