В статье рассматривается вопрос взаимосвязи аутопсихологической компетентности и самопознания подростков с целью определения научных основ развития самопознания посредством групповой развивающей психологической работы. Автор акцентирует внимание на необходимости использования аутопсихологической компетентности как целевого ориентира (результата) развития самопознания подростков в рамках реализации новых образовательных задач национального проекта «Образование» и Федерального государственного образовательного стандарта основного образования. В статье уточнено понятие аутопсихологической компетентности, осмыслены ее структурно-содержательные характеристики и определено место самопознания в развитии аутопсихологической компетентности детей подросткового возраста. На основании анализа современных отечественных исследований автором определено, что самопознание выступает основой для формирования аутопсихологической компетентности, которая, в свою очередь, является результатом самопознания и отражает степень его развития. Отмечается, что аутопсихологическая компетентность является необходимым инструментом и механизмом формирования субъектности, становление которой идет за счет накопления аутопсихологического опыта внутренней активности. В статье определены научные основы построения программы развития аутопсихологической компетентности подростков как целевого ориентира для развития их самопознания. В заключение автор излагает выводы о том, что использование конструкта «аутопсихологическая компетентность» в разработке программ развития самопознания подростков позволяет структуризировать и алгоритмизировать эту работу, переводить ее в инструментально понятную прикладную сферу развивающей работы с подростками, соблюдая компетентностный подход в образовании и воспитании школьников, поставленный государством как новая задача в новых образовательных условиях.
аутопсихологическая компетентность, подростки, развитие, самопознание, групповая работа
1. Белавин О.А. Характеристика самопознания как акмеологического процесса // Акмеология. 2017. №4. С.83-86.
2. Грибоедова О.И. Развитие аутопсихологической компетентности подростков как фактор повышения психологического благополучия школьников // Психология образования: вызовы и риски современного детства^ cборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. с. 53-59.
3. Гусева A.C., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности: методы и технологии. М.:РАГС, 2000. 286 с.
4. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 496 с.
5. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. 550 с.
6. Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. Нижний Новгород, 1997. 35 с.
7. Егорова, Т. Е. Становление психологической культуры: теория, эксперимент, практика / Т. Е. Егорова // Ученые записки кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. Вып. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 47 с.
8. Егорова Т. Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 24 с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
10. Ионина О.С. Психологическая компетентность педагога // Сборники конференций НИЦ. 2014 № 35. С. 236-244.
11. Ковалев, А.Г. Психология и педагогика самовоспитания / А.Г. Ковалев, А.А. Бодалев. Ленинград : Издательcтво Ленинградского университета, 1958. 91 с.
12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 117 с.
13. Леушкина Н.А. Формирование аутопсихологической компетентности подростков в системе воспитывающей деятельности классного руководителя: дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 263 с.
14. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учёб. пособие для студ. сред. пед. учёб. заведений. 2-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с.
15. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. C. 42 - 52
16. Мельникова Г.А. Самопознание как этап становления рефлексивной культуры педагогических кадров // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2012. С. 123-128.
17. Метельский Г.И. Психологические гностической деятельности учителя: дисс. …канд. психол. наук. Минск, 1979. 252 с.
18. Пазухина С.В., Шайденкова Т.Н. Самопознание как основа аутокомпетентности педагога // Образование в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Тула. Издательство: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2009. С. 308 - 312
19. Паевская Н.Е. Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 182 с.
20. Самохвалова И.Г. Подходы к исследованию аутопсихологической компетентности // Актуальные проблемы психологии личности: сборник науч.трудов кафедры психологии образования Института психологии, сост. Н.Н. Васягина. 2013. Екатеринбург. С.76-83
21. Соколова И.Ю. Психолого-педагогические технологии формирования аутопсихологической компетентности педагога // Психологическая наука и образование. 2009. №1. С. 1-11.
22. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность в контексте изучения механизмов саморазвития личности // Акмеология. 2017. №2. С. 27-33.
23. Токарева И.Ф. Акмеологический алгоритм формирования аутопсихотерапевтической компетентности. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2009. 5,2 п.л.
24. Шиманская Т.Л. Аутопсихологическая компетентность личности: критерии развития // Омский научный вестник. Психолого-педагогические науки. 2007. №3 (55). С. 101-103