Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Обоснована актуальность необходимости конструктивного усовершенствования тягово-сцепного устройства лесовозного автомобиля с прицепом, направленного на повышение его надежности, снижения металлоемкости, уменьшения расхода топлива лесовозного автомобиля с прицепом за счет накопления и повторного использования в технологическом процессе непроизводительно рассеиваемой в окружающую среду энергии, возникающей в тягово-сцепном устройстве при движении автопоезда. Описаны условия вывозки лесоматериалов лесовозным автомобилем с прицепом в условиях лесозаготовок. Рассмотрены основные нормативные документы, регламентирующие требования к конструкциям тягово-сцепных устройств. Описаны основные переходные рабочие процессы при движении лесовозного автомобиля с прицепом, способствующие возникновению в тягово-сцепном устройстве больших динамических нагрузок от сил инерции лесовозного автомобиля и прицепа. Предложена перспективная конструкция пневмо-гидравлического тягово-сцепного устройства лесовозного автомобиля с прицепом, позволяющая преобразовывать кинетическую энергию, неизбежно возникающую в тягово-сцепном устройстве от сил инерции масс лесовозного автомобиля и прицепа в потенциальную для дальнейшего ее полезного использования в технологическом гидравлическом оборудовании лесовозного автомобиля с прицепом. Описано устройство и работа пневмо-гидравлического тягово-сцепного устройства лесовозного автомобиля с прицепом. Установлено, что применение разработанного устройства позволит сократить расход топлива, повысить надежность и улучшить плавность хода лесовозного автомобиля с прицепом.
тягово-сцепное устройство, лесовозный автомобиль, прицеп, силы инерции, пневмогидравлический аккумулятор, рекуперация, пневмо-гидравлическое устройство, гидравлическая энергия.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс вывозки лесоматериалов лесовозными автомобилями с прицепами (ЛАП) в условиях лесозаготовок отличается крайне тяжелыми условиями, вызванными плохим качеством лесовозных дорог и сложным рельефом местности. Движение ЛАП в таких условиях приводит к появлению значительных динамических нагрузок в их тягово-сцепных устройствах (ТСУ), которые ведут к снижению скорости, увеличению расхода топлива, снижению производительности ЛАП, а также к поломкам и появлению дефектов в деталях ТСУ. Конструктивное усовершенствование ТСУ ЛАП требует существенного обобщения и изучения накопленного в мире за многие годы фактического материала по особенностям их технических решений. Разработка ТСУ ЛАП с конструктивными параметрами, обеспечивающими их высокую надежность, низкую металлоемкость, снижение расхода топлива ЛАП за счет возможности накопления ТСУ и повторного использования в технологическом процессе непроизводительно рассеиваемой в окружающую среду энергии, является актуальной задачей [1, 2].
1. Щукин, М. М. Сцепное устройство автомобилей и тягачей. Конструкция, теория, расчет / М. М. Щукин // МАШГИЗ, Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, Москва, 1961, Ленинград. - 211 с.
2. Закин, Я. Х. Конструкции и расчет автомобильных поездов / Я. Х. Закин, М. М. Щукин, С. Я. Марголис, П. П. Ширяев, А. С. Андреев // Издательство Машиностроение, 1968, Ленинград. - 106 с.
3. ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы «крюк-петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры, технические требования. - М. : Стандартинформ, 2014. - 11 с.
4. Технический регламент таможенного союза ТРТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств. - 465 с.
5. V. I. Posmetyev, V. O. Nikonov, V. V. Posmetyev Computer Simulation of the Recuperative Towing Coupler of a Forest Truck with a Trailer // Russian Forestry Journal. - 2019 - № 4 - pp. 108-123.