Изучение вопроса проникновения иноязычных слов в родной язык является одной из наиболее актуальных проблем современной лингвистической науки. В статье рассматриваются особенности современного медийного дискурса глянцевых журналов, которые воспроизводят тип сознания с присущими ему мотивационно-целевыми и мировоззренческими установками. Аудитория порой не придает особого значения тому влиянию, которое оказывают массмедиа на развитие языка. Глянцевые журналы, став неотъемлемой частью современного медийного пространства, играют активную роль в активизации технологии лексических заимствований и в развитии литературного языка. Предметом статьи являются медиатексты глянцевых, «гламурных» журналов, влияющие на лексику современного русского языка. Цель статьи — определить воздействие особенностей медиатекстов глянцевых изданий на процессы активизации англоязычных заимствований в современной русской речи.
медийный дискурс, глянцевые журналы, англоязычные заимствования, массовая культура, медиапространство
1. Анненкова И.В. Риторическая модель современного медиадискурса // Русский язык и литература во времени и пространстве. XII Конгресс Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы (8-12 мая 2011 года, Шанхай) / Под ред. Л. А. Вербицкой, Лю Лиминя, Е.Е. Юркова. Т. 2. С. 303-308.
2. Байджанова Ю.Ш. Язык глянцевых журналов как особенность современной массовой культуры // Вестник Башкирского университета. 2012. №3(1). С.164-167.
3. Бочарникова М.М. Англоязычные заимствования в дискурсе российских телевизионных программ о моде (на материале наименований одежды) // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 1 (2) . C. 188- 192.
4. Высочина О.В. Понимание значения иноязычного слова (психолингвистическое исследование): автореферат дисс…к.ф.н. Воронеж. 2001. 24 с.
5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация, 3-е изд. М.: Инфра-М, 2018. 286 с.
6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2011. 286 c.
7. Дедюхина А.Г. Англоязычные заимствования в российской рекламе: лингвосемиотические характеристики: автореферат дисс. …к.филол.н. Краснодар. 2011. URL: http://pandia.ru/text/77/442/67627.php (Дата обращения: 03.08.2020)
8. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 272 с.
9. Зиновьева Е.С. Дискурс русскоязычных глянцевых журналов как объект изучения медиалингвистики // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 4 (73). С. 88-92.
10. Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история как новые вершины журнализма? // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 93-96.
11. Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. М., 2003. 145 с. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/90829.html (дата обращения: 08.08.2016).
12. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: ИД Альянс, 2009. 288 с.
13. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2016. 352 с.
14. Крысин Л.П. Лексическое заимствование и калькирование в русском языке последних десятилетий // Вопросы языкознания. 2002. № 6. С. 27-34.
15. Кулешова Н.А. Язык моды в эпоху глобализации (об англо-американских заимствованиях в русской, испанской и французской версиях журнала Vogue) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. № 1. 2011. С. 71-83.
16. Лихачева Ж.В. О способах заимствования в современном русском языке на примере молодежного сленга // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. Вып. 30 (4). C. 46-52.
17. Маркина Ю.В., Хорольский В.В. Зарубежные СМИ сегодня. Крупнейшие корпорации и монополистические объединения. М.: Инфра-М, 2020, 301 с.
18. Панова Е.Ю. Проблема формирования профессиональной языковой медиаличности // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №4 (26). С. 180-187.
19. Полонский А.В., Самотуга Е.А. Ключевые особенности дискурса глянцевых журналов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. № 18 (89). том 7. 2010. С. 227-235.
20. Попова И.В. Лексико-семантические и стилистические особенности языка индустрии моды (на материале журналов о моде): автореферат дисс…к.филол.н. М., 2007. 25 с.
21. Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма // Критическая масса. 2004. №1. URL: https:// magazines. gorky. Media/ km/ 2004/ 1/ (дата обращения: 09.08.2020).
22. Словоборг. Народный словарь современного русского языка. 2010. URL: http://www.slovoborg.su/definition.html (дата обращения: 2.08.2020)
23. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс. 1995. 799 c.
24. Шкулев В. О компании. URL: http://www.hearst-shkulev-media.ru/ company/ about (дата обращения: 30.07.2020).