ПОНИМАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОКУС-ГРУПП НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обращение к исследованию понятия «справедливость» обусловливается несколькими причинами: неоднозначностью самого понятия, его эволюцией в различных социально-культурных контекстах, осознаваемой исследователями общественной потребностью в рефлексивном анализе самой справедливости как ценности, трансформирующейся в процессе социальных изменений. Справедливость обладает особым значением для самоопределения молодых людей, которые в процессе воспитания усваивали транслируемые ценности индустриального общества, но именно сейчас в социуме происходят изменения морали, ценностных установок, системы идеалов и норм, и важное место в этом основании стоит отвести справедливости как категории морально-правовой и социально-политической. В этой связи феномен справедливости требует изучения и рефлексивного анализа. Особый интерес представляет исследование вопросов: каким образом справедливость вписывается в новую структуру социального пространства? Не теряет ли это понятие целостности и всеобщности? Сохраняется ли в обществе ценностное восприятие справедливости в его «традиционном» виде или происходит ценностное размывание, в результате которого ценность фактически исчезает, превращаясь в симулякр? Авторы предприняли попытку зафиксировать динамику смыслов справедливости на разных этапах социального развития, а также посредством метода фокус-групп установить, что понятие справедливости у молодых людей, с одной стороны, еще не отрефлексировано в полной мере, но в то же время является элементом их системы ценностей, «новое» понимание справедливости у молодых людей связано с идеей существования условий, обеспечивающих возможность самореализации для каждого, раскрытием внутренних ресурсов человека. Немаловажным в определении справедливости молодые люди считают аспект заботы о людях с ограниченными возможностями, нетрудоспособных, безработных.

Ключевые слова:
справедливость, пострациональная мораль, метод фокус-групп
Список литературы

1. Бодрийяр, Жан. Симулякры и симуляции [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. А. Качалова. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с.

2. Бодрийяр, Жан. Символический обмен и смерть [Текст] / - М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

3. Бодрийяр, Жан. Прозрачность зла [Текст] / Ж.Бодрийяр; перевод на русский язык: Л. Любарская, Е. Марковская. - М., 2000. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3413.

4. Браймен, А. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес [Текст] / А. Браймен, Э. Белл. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2012. - 776 с.

5. Викторук, Е. Н. Инновационные технологии этического образования [Текст] / Е.Н. Викторук, Е.А. Викторук. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 234 с.

6. Викторук, Е.Н. Моральное лидерство как инструмент преодоления социального конфликта в молодежной среде [Текст] / Е.Н. Викторук, В.В. Минеев, С.И. Артемьева // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» (Москва). 2019. Т.8. №.3. С. 11-18.

7. Комова М.В. Симулякры как средства манипуляции общественным сознанием: в свете теории Ж. Бодрийяра [Текст] / М.В. Комова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), ModernResearchofSocialProblems. - 2013. - №11(31).

8. Крюгер Р. Фокус-группы. Практическое руководство для прикладных исследований (реферат) [Текст] / Р. Крюгер. - SagePublikati, 1988. URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-173759.html.

9. Максвелл Дж. Нет такого понятия как деловая этика [Текст] / Дж. Максвелл; пер.с англ. Е.А. Самсонов. - Минск: Поппури, 2004. - 192 с.

10. Печенкина, О. А. Эра тотальной симуляции, или искусственное воскрешение реальности [Текст] //Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - 2013. - С. 3-15.

11. Платон. Государство. Законы. Политик [Текст] / Платон; предисл. Е. И. Темнова. - М.:Мысль, 1998. - 798 с.

12. Rosanna L. Breen (2006) A Practical Guide to Focus-Group Research, Journal of Geography in Higher Education, 30:3, pp. 463-475, DOI:https://doi.org/10.1080/03098260600927575

13. Silic, I., Dulcic, Z. and Visic, M. (2013) Values and the value system of the youth, using the example of student population: Comparison of Germany and Croatia, Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy, Vol. 7 No. 1, pp. 50-59. https://doi.org/10.1108/17506201311315608.

Войти или Создать
* Забыли пароль?