Значительная часть предприятий гостиничного бизнеса в условиях усиления конкурентной напряженности все большее внимание вынуждена концентрировать на вопросах определения ключевых предпочтений клиентов, что обеспечивает индивидуализацию их потребностей. Одним из инструментов разработки программ лояльности клиентов является ассортиментная стратегия. Ассортиментная стратегия гостиничного предприятия вырабатывает правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков услуг, отвечающих его миссии. Эта стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для предприятия стратегических зон хозяйствования, обеспечивающих внешнюю гибкость. Современные зоны хозяйствования в полной мере могут рассматриваться как источник набора правил и норм, которыми должна руководствоваться гостиница в процессе оптимизации товарного ассортимента, если она хочет удовлетворять требования самых капризных клиентов. Одной из задач ассортиментной стратегии является увязка перспективных задач развития с потенциальными возможностями рынка и ресурсами гостиничного предприятия. В рамках научной статьи предложен вариант использования ассортиментной стратегии в качестве механизма оптимизации элементов комплекса маркетинга. Динамичность потребностей рынка и обусловленные этим изменения товарного ассортимента требуют выполнения работниками предприятия постоянной функции анализа степени соответствия величины потенциальной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех предусмотренных законодательством налогов, потребностям в финансовых ресурсах для комплексного развития предприятия индустрии гостеприимства и туризма. Результатом проведенного в рамках статьи исследования является методическое и практическое обоснование такого состава товарного ассортимента, который бы обеспечивал динамичное превышение прибыли над потребностями гостиничного предприятия.
гостиничный менеджмент, ассортиментная стратегия средства размещения, индивидуализации потребностей, индивидуальный подход
Ассортиментная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для гостиницы стратегических зон хозяйствования, методы управления наборами стратегических зон хозяйствования, обеспечивающие внешнюю гибкость предприятия. В условиях, когда у клиента появляется возможность «голосовать рублем» за гостиничный продукт, задачи ассортиментной стратегии усложняются.
1. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Дашков и К, 2012. - 164 с.
2. Макушева, О.Н. Вопросы трансформации управления персоналом в системе кадрового менеджмента // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сб. научных трудов (ежегодник). - 2014. - № 56. - С. 70-76.
3. Менеджмент гостеприимства: учеб. пособие / Е.Н. Кнышова, Ю.М. Белозерова. - М.: Инфра-М, 2014. - 512 с.
4. Щелчкова, Е.С. Предложения по обеспечению конкурентных преимуществ гостиничных предприятий за счет управления ассортиментом предоставляемых услуг // Российское предпринимательство. - 2007. - № 7. - С. 167-172.
5. Предпочтения туристов в 2013 году: анализы и прогнозы // PRОНOTEL: портал про гостиничный бизнес. [Электронный ресурс]: URL: http://prohotel.ru/ (дата обращения: 09.03.14).