Казахский национальный педагогический университет им. Абая («Методика преподавания математики, физики и информатики», зав. кафедрой)
Алматы, Казахстан
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья представляет результаты анализа сформированности нравственных норм у подростков старшего возраста России и Казахстана. Авторы ставили перед собой следующие вопросы: имеются ли в современной системе воспитания в цифровом обществе России и Казахстана предпосылки, опирающиеся на исторические традиции наших стран? Каковы современные тенденции модернизации системы воспитания в профессиональном образовании, характерные для цифрового общества? Существуют ли обоснования целесообразности формирования системы воспитания современных профессиональных кадров для цифровой экономики на основе традиционных принципов системы воспитания профессиональных кадров России и Казахстана? Показано, что в подростковом возрасте именно нравственный поступок характеризует сформированность нравственного сознания. Поступки подростка определяются в этот период признанием ответственности, а не ожиданием одобрения, что было характерно для более раннего возрастного периода. У многих подростков наблюдается высокая ситуативная изменчивость, приверженность диаметрально противоположным позициям. Здесь и попрание принципов, и нетерпимость к мнению других людей, и демонстрация пассивности при нарушении прав других, и оправдание безнравственных поступков выгодой. Авторы исходят из понимания того, что сейчас педагоги воспитывают тех молодых людей, которые имеют совсем другое восприятие действительности, организацию мышление, нравственные нормы, новую культуру, способы коммуникаций. При этом никто не снимает с современного педагога задачу по передаче молодым существующих моральных и этических норма, берущих свое начало в предшествующем периоде воспитания.
цифровое поколение, информационное общество, смена культурных парадигм, государственные традиции воспитания, формирование цифровой культуры, социокультурные предпосылки, ценностно-смысловые ориентиры
1. Abylkasymova A.E., Kalnei V.A., Shishov S.E. FORMATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS, SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION // Journal of History Culture and Art Research. 2018. Т. 7. № 1. С. 26-33 / Формирование общественного сознания, духовно-нравственной культуры студентов в системе непрерывного педагогического образования https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39144630
2. Abylkasymova A.E., Popei-ool S.K., Shishov S.E. ON THE THEORY OF PERSONAL IDENTIFICATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION (ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE) // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2019. № 3 (379). С. 186-198 / К теории идентификации личности в системе непрерывного педагогического образования (анализ зарубежного опыта) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39255867
3. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future 1584-2069. NY, 1991.
4. Prensky M. Digital natives, digital immigrants / M. Prensky // On the Horizon. - 2001. - 9(5). - Режим доступа: http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf
5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
6. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - № 1(6). - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_ 1_2019
7. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум [Электронный ресурс] / О.И. Воинова, В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2018. -№ 1(4). - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/ personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_ and classif
8. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете // Информационное общество. 2005. № 1. С. 36-41.
9. Кальней В.А., Шишов С.Е., Ковалев Д.С., Ряхимова Е.Г. Актуализация цифровых технологий в современном образовании // Вестник РМАТ. 2020. № 4. С. 73-76. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44571130
10. Кевеш М.А., Филатова Д.А. Индекс цифровизации бизнеса [Электронный ресурс] / М.А. Кевеш, Д.А. Филатов. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/244878024.html
11. Когнитивная психология в контексте проблем современного образования коллективная монография / A.А. Вербицкий [и др.]. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. -187 с.
12. Когнитивное моделирование в профессиональном образовании: формы, методы, технологии: научно-методическое пособие / А.Ш. Габдуллина, С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева, Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.И. Хайруллина, С.Ю. Хусаинова, Р.Р. Шархемуллина; под редакцией доктора педагогических наук, доцента А.Р. Камалеевой. - Казань: Данис, 2018. - 164 с.
13. Куприяновский В.П. и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования [Электронный ресурс] / В.П. Куприяновский, В.А. Сухомлин, А.П. Добрынин, А.Н. Райков, Ф.В. Шкуров, B.И. Дрожжинов, Н.О. Федорова, Д.Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/navyki-v-tsifrovoy-ekonomike-i-vyzovy-sistemy-obrazovaniya
14. Левина Е.Ю. Когнитивная парадигма управления образовательными системами / Е.Ю. Левина // Педагогический журнал Башкортостана. -2018 - № 2. - С. 24-30.
15. Левина Е.Ю. Методология информационно-когнитивного подхода к управлению развитием высшего образования / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 17-22.
16. Левина Е.Ю. Цифровизация - условие или эпоха развития системы высшего образования? // Педагогика. Информационный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-uslovie-ili-epoha-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya
17. Масленникова В.Ш. К проблеме когнитивного моделирования воспитательной деятельности в условиях цифровизации высшего образования / В.Ш. Масленникова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2019. - № 2(102). - С. 134-140.
18. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития / Б. Паньшин // Наука и инновации. - 2016.- № 3. - С. 17-20.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 2007.
20. Салимьянова И.Г., Малюк В.И. Инструменты цифровой экономики как эффективный механизм инновационного развития производственной и непроизводственной сфер деятельности / И.Г. Салимьянова, В.И. Малюк // Инновационная деятельность. - 2018. -№ 3. - С. 84-91.
21. Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья.- Информационный ресурс http://www.science-education.ru/pdf/2018/6/28368.pdf
22. Смирнов И.П. Будущее профессионального образования: сетевая парадигма профессора М.В. Никитина / И.П. Смирнов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 1. - С. 178-184.
23. Спиркина Т.С. Исследование динамики интернет-зависимости // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 159-162.
24. Тиханкина И.А. Поступок как единица анализа деятельности студентов в контекстном обучении: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.
25. Ферапонтова М.В. Нравственность как критерий поступков детей "цифрового поколения" // Педагогика и психология образования. - 2015. - 4. С. 10-15
26. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - Москва: Эксмо, 2016. - 208 с.
27. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.