В статье описываются методологические подходы к изучению компетенций руководителей среднего звена управления на примерах использования обучающих моделей автора, которые выполняют следующие функции: а) измерительную; б) описательную; в) объяснительную; г) критериальную; д) предсказательную. Автор представляет собственную исследовательскую консалт-концепцию «рефлексивной визуаметрии», при помощи которой раскрываются компетентностные особенности управления руководителей на основе конкретных примеров из консалт-практики автора. Предлагается шесть основных позиций в расшифровке управленческих компетенций руководителя. Исходным в описании компетенций руководителя среднего звена является позиция «организационная деятельность руководителя», которая «срабатывает» в алгоритме «цель — средство — результат». Вторым компонентом расшифровки его управленческих компетенций является система коммуникаций, которая проявляется в определенных мотивировочных «блоках» организующей деятельности руководителя. Третьим компонентом выявления управленческих компетенций руководителя оказывается его способность работать в хаотичной структуре разнородных заданий в различных управленческих циклах одновременно. Отсюда возникает четвертый компонент вычленения его компетенций: временной, а также пятый — пространственный. Шестым компонентом изучения его управленческих компетенций является его конкурентная концепция управления внешними и внутренними факторами, т.е. сбалансированность управленческих отношений. Только на этой основе изучается его система управленческих ориентаций по определенным показателям методики «КРАБ», которая конструирована автором в 1997 г. по особым технологиям и апробирована в крупных российских промышленных предприятиях, а также в средних и малых фирмах.
управленческая деятельность руководителя; кольцевая модель поведения руководителя; компоненты стилей руководства; цикл управленческой деятельности; организующая деятельность руководителя; временная концепция управления; коммуникативное пространство руководителя; управленческие диспозиции руководителя.
В отечественных исследованиях и разработках накоплен фундаментальный материал для изучения компетентностных особенностей управленческой деятельности руководителя среднего звена. Общая наглядная модель этих процессов впервые была разработана доктором психологических наук, ныне директором Института психологии Российской академии наук профессором А.Л. Журавлевым еще в 70—х гг. прошлого столетия, когда происходило активное знакомство с зарубежными концепциями управления и стилями руководства [1]. Модель, разработанная А.Л. Журавлевым, наглядно изображает то, как происходит процесс овладения управленческими ситуациями в поведении руководителя — начальника цеха, которое регламентировано разнородными требованиями организации, где он должен организовывать выполнение заданий работниками во времени и пространстве, предвосхищая события и корректируя их поведение в достижении конечных результатов. Схематически это выглядит так, как показано на рис. 1.
Результаты исследования стиля руководства начальников цехов и мастеров оказались такими же, как и у американских коллег (К. Левин, 1939 г., и др.), где выявились те же компоненты: по терминологии А.Л. Журавлева — директивный (авторитарный); коллегиальный (демократический); либеральный (соглашательский). Сочетание этих стилевых компонентов происходит в тех или иных управленческих комбинациях руководителя в зависимости от его выбора той или иной «Я»-позиции. Этих сочетаний выявлено семь. Их можно изобразить таким образом, где «Д», «К», «Л» условно обозначают все три стиля руководства в максимально возможных вариантах (см. рис. 2).
С точки зрения А.Л. Журавлева, есть три стратегии поведения начальника цеха в достижении эффектов управления производственным коллективом. Первая стратегия: ориентация прежде всего на задания, требующая выбора директивного стиля (7) и директивно-коллегиального (4). Вторая стратегия: ориентация в первую очередь на работников при недооценке важности производственных задач, что предполагает выбор либерального стиля (5) и коллегиально-либерального (2). Третья стратегия: ориентация на равновесное внимание и к производственным задачам, и к «человеческим ресурсам» производства, что обусловливает выбор директивно-коллегиально-либерального стиля (1), директивно-либерального (3) и коллегиального (6). Эти результаты исследований позволили окончательно понять, что представляет собой стиль руководства и в каких комбинациях может осуществляться свобода выбора руководителя. Это было новым по сравнению с тем, что изучали американские психологи. (А.Л. Журавлев впервые научно объяснил, как может проявляться стиль руководства в поведении руководителя и почему он так проявляется.)
Эта модель развивалась и углублялась на кафедре социологии и психологии управления бывшего Московского института управления им. Серго Орджоникидзе (сейчас — Государственный университет управления) с 80-х гг. под руководством заведующего кафедрой профессора А.В. Филиппова. Однако начиная со второй половины 90-х гг. прошлого столетия и в 2000—2006 гг. на кафедре социологии и психологии управления ГУУ возникает новое направление исследований и разработок, раскрывающее сложную диспозиционную структуру управленческой деятельности руководителя [13; 14}.
1. Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. - М.: Институт управления народным хозяйством, 1976. - С. 17, 50-117.
2. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. - М.: Экономика, 1980.
3. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.
4. Вудвок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер / пер. с англ. - М.: Дело. 1991.
5. Гуляр Френсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации: пер. с англ. - М.: Дело. 2000.
6. Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках: пер. с нем. - М.: Экономика, 1991.
7. Коллинз Джим. От хорошего к великому. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
8. Полли Берд. Тайм-менеджмент: пер. с англ. - М.: ФаирПресс, 2004.
9. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. - М.: Дело, 2003.
10. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1997. - С. 144-145.
11. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 23-37.
12. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. Государственный университет управления - Национальный Фонд подготовки управленческих кадров. - М.: ОАО Типография «Новости», 2000. - С. 346-355.
13. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
14. Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С.314-322.
15. Красовский Ю.Д. Обучающие модели развития управленческих знаний. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 55-268.
16. Пасичная И. Отчет по дисциплине «Организационное поведение». - М.: ГУУ, 2005.