РАБОТА С «ЕРАЛАШЕМ» НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одной из главных задач обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Данное понятие ввел американский лингвист Д. Хаймс. Он считал, что владение языком не сводится к знанию словаря и грамматики, а предполагает ясное представление о том, в каких речевых условиях могут или должны употребляться те или иные слова и грамматические конструкции. В процессе дистанционного обучения формирование коммуникативной компетенции становится гораздо более сложным и требует поиска новых средств обучения. Подобным средством является киножурнал «Ералаш». Короткие аутентичные сюжеты понятны порой даже без слов. На их основании просто вводить новую и повторять уже изученную лексику и фразеологию различных тематических групп, изучать грамматику. Кроме того, сюжеты журнала позволяют анализировать конкретную речевую ситуацию (например, диалог на уроке, разговор по телефону, общение друзей): определить тему общения, коммуникативное намерение адресанта и адресата, оценить уместные языковые средства. И далее построить уже собственное высказывание: сформулировать основную мысль сюжета, высказать свое мнение, обосновать его и т.д. Эта мысль не является абсолютно новой. Однако изучение литературы, методических публикаций (Ю.В. Казакова, Т.Б. Кашпирева, Кигель Тали, Т.А. Соловьева, Т.А. Храмченко) позволило сделать вывод, что подобных исследований не так уж и много. При этом не хватает разработок именно для начального этапа изучения РКИ по конкретным сюжетам «Ералаша», а не общих размышлений-выводов об использовании выпусков данного журнала как методического материала. В статье предпринята попытка частично восполнить данный пробел.

Ключевые слова:
русский как иностранный, коммуникативная компетенция, «Ералаш», начальный уровень, приемы работы
Список литературы

1. Грачевский Б.Ю. Водопад [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=qh0IdnaZLw4&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88.

2. Грачевский Б.Ю. Интересная книга [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=OE70FMj4iE8&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88.

3. Грачевский Б.Ю. Лужа [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=SfbRVVvHcqk&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88.

4. Грачевский Б.Ю. Новая школа [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=lTsrTY4fzfs&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88.

5. Грачевский Б.Ю. Площадь Африки [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=geuwUThPr8s&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88.

6. Грачевский Б.Ю. Серега выходи [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ag7PftsZU7o&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88.

7. Грачевский Б.Ю. Телефонный разговор [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=wOt6qGs1Bbk&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88.

8. Грачевский Б.Ю. Улица Радужная [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=JhpQXLHbOzI&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88.

9. Казакова Ю. В. Приемы работы с видеотекстами на уроках РКИ (на примере киножурнала «Ералаш») [Электронный ресурс] // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук : материалы 67-й науч. конф. / отв. за вып. С. Д. Ваулин ; Юж.-Урал. гос. ун-т. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 1385-1388. URL: http://dspace.susu.ac.ru/xmlui/handle/0001.74/5654.

10. Кашпирева Т. Б., Соловьева Т. А. Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной компетенции в иностранной аудитории [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 13.2 (117.2). С. 43-45. URL: https://moluch.ru/archive/117/32399/.

11. Кигель Тали Обучение аудированию и говорению с просмотром видеосюжетов из киножурнала «Ералаш» на занятиях РКИ [Электронный ресурс] // Язык в различных сферах коммуникации. Материалы III Международной научной конференции. Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. 276-278. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42486122&.

12. Храмченко Т. А. Использование коротких юмористических фильмов в практике преподавания РКИ [Электронный ресурс] // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-korotkih-yumoristicheskih-filmov-v-praktike-prepodavaniya-rki.

Войти или Создать
* Забыли пароль?