МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается историко-педагогический взгляд на речевое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, характеризуются истоки становления методики обучения речевому творчеству детей, начиная с идей К.Д. Ушинского и его последователей. Особое внимание уделяется возрождению в начальной школе риторики.

Ключевые слова:
речь, речевое развитие, риторика, образец, творчество, методика.
Текст

Окончание. Начало в № 4 — 2014 г.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В 70-е гг. наметилась новая тенденция в речевом развитии младших школьников. Непосредственное отношение к этому имела Т.А. Ладыженская, утверждавшая, что необходимо развивать не просто речь детей, а речь связную. На базе Академии педагогических наук группа «Речь» под руководством Т.А. Ладыженской исследовала речевые возможности приходящих в школу шестисемилетних детей. При анализе их связной речи учитывалось:

  • насколько она сформирована;
  • умеют ли дети данной возрастной категории воплощать свой внутренний замысел;
  • как происходит отбор слов в соответствии с замыслом;
  • какие языковые средства использованы.

Наблюдения за речью детей позволили понять, какими возможностями владеет ребенок, приходящий в школу, что интересует маленького ученика, какое содержание необходимо предложить ему на уроке, чтобы его речь развивалась успешно, какая методика должна быть предложена учителям, чтобы речь шести–девятилетнего ребенка была сформирована.

Т.А. Ладыженская разработала концепцию, программу и методику обучения младших школьников связной устной и письменной речи. В 1983 г. под ее руководством вышла в свет книга «Речь. Речь. Речь». Впервые ученики начальных классов:

  • узнали, для чего нужна речь;
  • познакомились с разными функциями речи;
  • выяснили, что речь бывает устной и письменной;
  • поняли, что речь — это текст, который имеет свою структуру;
  • узнали, что существуют разные виды текста;
  • научились рассуждать и доказывать свою точку зрения;
  • познакомились с малыми жанрами, существовавшими в их речевой практике;
  • занялись на уроках словотворчеством;
  • обучались речевой культуре.
Список литературы

1. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка: учеб. пособ. для студ. пед. иститутов. - М.: Просвещение, 1992.

2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2006.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961.

4. Глоцер В.И. Дети пишут стихи: книга о детском литературном творчестве. - М.: Детская литература, 1964.

5. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000.

6. Резодубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. - М.: Учпедгиз, 1963.

7. Речь. Речь. Речь: пособие для учителя / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 1990.

8. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: учебник. 1-4 кл. / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1998.

9. Рыбников Н.А. Словарь русского ребёнка. - М.; Л., 1926.

10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1953.

11. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - Т. 5. - М.; Л.: Академия педагогических наук, 1949.

Войти или Создать
* Забыли пароль?