РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЗАНЯТОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объектом исследования стала трудовая миграция в Российской Федерации в целом и в городе Москве, в частности, а предметом — особенности занятости иностранных работников, позволяющие отнести таковую к категории «неустойчивая». Цель исследования — выявить особенности занятости иностранных работников, позволяющие считать таковую «неустойчивой», разработать предложения по государственному регулированию трудовой миграции, направленные на снижение неустойчивости занятости. В результате исследования выявлены признаки неустойчивости занятости иностранной рабочей силы в России: высокий уровень нелегальной занятости, низкий уровень оплаты труда, недостаточность системы социальных гарантий и ограничение доступа к реализации трудовых прав. Сформулированы предложения по государственному регулированию иностранной трудовой миграции, направленные на снижение рисков неустойчивости занятости. В связи с расширением сферы применения патентов для иностранных граждан предлагается предоставить субъектам РФ возможность применения экономических рычагов влияния на привлечение иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и профессиям, доработать нормы о праве субъектов РФ на принятие законов об установлении региональных коэффициентов к стоимости патентов, зачислять налоговые доходы, полученные от реализации патентов, в региональный бюджет. Для иностранных граждан, прибывающих для работы на территорию России, предлагается установить специальные гарантии по оплате труда, расширить доступ к социальным, медицинским и образовательным услугам, а также реализовать ряд мер по социально-трудовой адаптации на рынке труда. С учетом опыта города Москвы определены меры по снижению неустойчивой занятости иностранной рабочей силы на региональном уровне: межрегиональный трудовой обмен при содействии региональных служб занятости, применение новых технологий трудоустройства, подбор персонала в государственные учреждения.

Ключевые слова:
рынок труда, занятость населения, трудовая миграция, неустойчивая занятость, государственное регулирование трудовой миграции.
Текст

1. Введение

Существенное влияние на российский рынок труда оказывает иностранная трудовая миграция. Ее регулирование становится определяющим фактором для данной сферы и для социально-экономического развития государства и общества. Проблему регулирования миграции рассматривают В.А. Волох [1], О.Д. Воробьев [2], А.В. Топилин [3], О.И. Косенко [4] и др.

В условиях демографического спада привлечение иностранных работников по приоритетным для потребностей экономики профессионально-квалификационным группам становится одним из условий ее поступательного развития. Вместе с тем трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет негативные последствия для принимающих стран: ущерб от неуплаты налогов, нагрузка на социальную инфраструктуру, социальная и национальная напряженность, нарушения законодательства.

Данные проблемы особенно остро проявляются в экономически развитых регионах, привлекательных для иностранных граждан. В России основным центром притяжения внешних трудовых ресурсов является город Москва, где ежегодно только официально трудится не менее 600 тыс. иностранных граждан (табл. 1).

По опубликованным Мосгорстатом данным баланса трудовых ресурсов за 2012 г. численность иностранных работников в столице составляла 828,2 тыс. человек (8,5% общей численности трудовых ресурсов). Что касается объема незаконной миграции, то существующие экспертные оценки иногда настолько различаются, что выглядят несопоставимыми. Так, в отдельных публикациях объем нелегальной миграции в столичном регионе на начало 2013 г. составлял 5–7 млн человек. В Москве наиболее ярко проявляются ее проблемы.

Список литературы

1. Волох В.А. Актуальные проблемы модернизации управления трудовой миграцией в Российской Федерации // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 7. С. 84-91.

2. Воробьева О.Д. Рынок труда и миграция. М.: МАКС Пресс, 2011. 76 с.

3. Топилин А.В. Общий рынок труда и социальное пространство стран СНГ // Социальная политика и социальное партнерство. 2012. № 12. С. 5-13.

4. Косенко О.И. Трудовая иммиграция: основные тенденции // Труд и социальные отношения 2010. № 12. С. 3-12.

5. Нелегальная миграция в Российской Федерации. Справочная информация. ИТАР ТАСС. itar-tass.com/spravochnaya-informaciya/691935.

6. Бизюков П.В. Практики регулирования трудовых отношений в условиях неустойчивой занятости. М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2013. 152 с.

7. Бобков В., Черных Е., Алиев У., Курильченко Е. Неустойчивость занятости: негативные стороны современных социально-трудовых отношений // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 5. С. 13-26.

8. Проект федерального закона № 535567-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». asozd.duma.gov.ru.

9. Аналитический доклад по вопросу соответствия реальной оплаты труда иностранного работника размеру оплаты труда, указанному работодателем в заявке о потребности в привлечении иностранной рабочей силы (приложение к письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2014 № 16-4/10/П-1353).

10. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 11.12.2013). Консультант-Плюс.

11. Проект федерального закона № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами». http://asozd2.duma.gov.ru.

12. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации). Консультант-Плюс.

13. Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования». Консультант-Плюс.

14. Три зарплаты - и до свидания // Российская Газета. 2014. № 6422.

15. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Консультант-Плюс.

16. Постановление Правительства Москвы от 11.10.2011 № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности» на 2012-2018 годы». Консультант-Плюс.

17. Залесская О.В. Китайские мигранты на российском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XXI вв.: основные вехи присутствия и деятельности // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 1. С. 115-120.

18. Мотрич Е.Л., Найден С.Н., Грицко М.А. Население и уровень жизни дальневосточных окраин: вектор миграционных потоков Камчатки // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 8. С. 79-90.

19. Мотрич Е.Л. Миграция в воспроизводстве населения на российском Дальнем Востоке // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 1. С. 25-32.

20. Васильева А.В., Тарасьев А.А. Оценка выпадающих налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации от нелегальной деятельности трудовых мигрантов (на примере Свердловской области) // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 6. С. 129-137.

Войти или Создать
* Забыли пароль?