КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описывается комплекс условий для саморазвития детей в процессе реализации общеразвивающей программы дополнительного образования. Определение условий осуществлено, основываясь на закономерности и принципах рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании, а также с учетом педагогических средств рассматриваемого сопровождения. Исследование построено в контексте теоретико-методологических и практико-ориентированных образовательных идей, развивающих экзистенциальные подходы в педагогике, и выполнено в научной школе под руководством профессора М.И. Рожкова. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616.

Ключевые слова:
саморазвитие, условия, дополнительное образование, общеразвивающая программа дополнительного образования, педагогическое сопровождение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Сегодня в качестве целевого ориентира в образовании определено воспитание у подрастающего поколения умения совершать самостоятельный и ответственный выбор, формирование позитивных жизненных ориентиров и планов, нравственных ценностных установок («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.») [4].

В Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) определена целевая установка на создание условий для саморазвития детей в дополнительном образовании, акцентируется внимание на ценность самовыражения и личностного роста  обучающихся [1].

Говоря о саморазвитии как о педагогическом феномене, ссылаемся на его определение, сформулированное М.И. Рожковым: «саморазвитие ребенка – это создание и реализация им проекта совершенствования ему необходимых качеств» [3, с. 27].

Каким же образом создавать условия для саморазвития детей в процессе реализации общеразвивающей программы дополнительного образования?

Проводя свое исследование в контексте экзистенциальной педагогики, в качестве ведущей идеи постулируем мысль о том, что педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании в контексте рефлексивно-ценностного подхода предполагает построение ими проектов саморазвития, отражающих и реализующих смысл собственного существования, предполагающих нравственную экспертизу своей жизнедеятельности, рефлексию сформированных ценностей, и определяющих свое нравственное развитие как ценность личности, готовой к самореализации в условиях системы современных социальных отношений. Обоснование педагогического сопровождения саморазвития детей в дополнительном образовании восходит к сущности саморазвития как процесса, строящегося на основе сформированных ценностей и их рефлексии

Исходя из общей идеи, полагаем, что комплекс условий для саморазвития детей в процессе реализации общеразвивающей программы дополнительного образования должен исходить из понимания природы конструирования такой образовательной среды, в которой они будут созданы и благодаря которой – обеспечены. В качестве такой среды выступает рефлексивно-ценностная образовательная среда,  под которой понимаем такую образовательную среду, в которой целенаправленно проводится педагогическая работа по формированию ценностно-смысловой сферы обучающихся, рефлексии разных видов (ауторефлексия, нравственная рефлексия и т.д.) и насыщенная методами формирования нравственно-ориентированным содержанием (такая среда позволяет формировать личность подростка, готовую к саморазвитию, рефлексивно-ценностному осмыслению происходящих событий, планировать свое будущее).

На схеме 1 показан комплекс условий для саморазвития детей в процессе реализации общеразвивающей программы дополнительного образования, связующим звеном которой является рефлексивно-ценностная образовательная среда.

Рассмотрим каждое условие, входящее в комплекс, и педагогическую специфику его соблюдения в условиях дополнительного образования.

  1.  Субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми. Данное условие предполагает:
  • событийность реализации образовательного процесса;
  • знаковый характер событий, рассматриваемых на занятиях;
  • знаковый характер взаимодействия между детьми и взрослыми;
  • оптимистическая стратегия взаимодействия;
  • активизацию эмоциональной составляющей занятий, мероприятий, общения с детьми.

Достижение перечисленных компонентов рассматриваемого условия в дополнительном образовании обеспечивается через:

  • предложение и выбор детьми тематики мероприятий, форм участия в них;
  • привлечение к организации и проведению мероприятий родителей, значимых (для детей) лиц;
  • рассмотрение на занятиях вопросов и проблемных ситуаций, субъектно важных для детей (по запросу) и т.д.

В качестве примера приведем алгоритм организации рефлексии проблемных ситуаций, субъектно важных для детей, в условиях дополнительного образования:

  1. Подготовительный этап (рассмотрение содержания темы занятия).
  2. Обнаружение в процессе наблюдения трудностей у детей (в освоении материала / в подготовке творческого продукта / в процессе общения в творческом объединении).
  3. Обращение внимания детей на возникающие трудности, совместный поиск их возможных причин и путей преодоления.
  4. Задание на поиск детьми подобных проблемных ситуаций в своей жизни. Анализ того, как ребенок решил свою проблему в прошлом. Анализ успешных и неудачных способов преодоления трудностей.
  5. Обсуждение в группе оптимальных путей выхода из трудных жизненных ситуаций, их применение на практике.
  1. Рефлексивная позиция педагога и детей, которая предполагает проведение педагогом рефлексии:
  • достигнутого уровня саморазвития детей в процессе наблюдения за ними в ходе занятий;
  • образовательного процесса с позиции предоставления условий для саморазвития каждого ребенка;
  • достижений детей и имеющихся барьеров в саморазвитии.

Кроме того, соблюдение данного условия включает в себя стимулирование педагогом проявления ребенком рефлексивной позиции, что может осуществляться с помощью:

  • организации дискуссий,  дилеммных и проблемных ситуаций;
  • использование  стимулирующей диагностики в ходе реализации образовательной программы (дневников саморазвития, карт обучающихся «Я познаю себя» (табл. 1), портфолио и т.д.).

Таблица 1

 

Карта обучающегося «Я познаю себя»

 

 

 

Параметры

самопознания

данные по годам обучения

поступление в объединение

конец

1 года обучения

начало

2 года обучения

конец

2 года обучения

конец обучения

по программе

  1. Мое имя. Возраст.
           
  1. Мои предпочтения в видах деятельности (чем нравится заниматься)
           
  1. Как я обычно провожу свободное время?
           
  1. Какие черты характера меня привлекают в моих друзьях?
           
  1. Какие качества я ценю в людях?
           
  1. Какие черты мне в себе нравятся? Мои сильные стороны.
           
  1. Что мне в себе не нравится? Мои слабые стороны.
           
  1. Что мне в себе хочется изменить?
           
  1. Что мне нужно сделать для достижения собственных перспектив (чему нужно научиться, что посетить…)?
           
  1. Какие есть трудности, мешающие достижению цели?
           
  1. Могу ли я преодолеть трудности?
           
  1. Каким я хочу быть человеком?
           
  1. Какие имеются планы на выбор профессии?
           
  1. Что меня привлекает в творческом объединении?
           
  1. Чему я хочу научиться на занятиях?
           
  1. Чему я научился в объединении?

-

         
  1. Что во мне изменилось?

-

         

 

  1. Стимулирование самостоятельного выбора ребенка. Речь идет о создании условий для личностного, профессионального и экзистенциального выбора через:
  • включение в процесс реализации дополнительных общеразвивающих и  предпрофессиональных  программ социальных проб, дилеммных ситуаций;
  • предоставление возможности каждому ребенку в составлении и реализации проектов саморазвития, индивидуальных образовательных маршрутов  (в рамках реализации  разноуровневости как принципа реализации дополнительных общеобразовательных программ [2]).

В качестве примера приведем алгоритм педагогического сопровождения разработки подростками индивидуальных проектов саморазвития в дополнительном образовании (табл. 2).

 

Таблица 2

Алгоритм педагогического сопровождения разработки подростками индивидуальных проектов саморазвития

 

Алгоритм педагогического сопровождения разработки подростками индивидуальных проектов саморазвития

Содержание работы

1 – этап проблематизации

создание проблемной ситуации, решение которой вызывает необходимость построения проекта саморазвития (ЧТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?)

2 − этап изучения запроса

побуждение подростка к анализу проблемной ситуации, формулированию проблемы и образа ее разрешения (ЧТО ХОЧУ?)

3 − этап соотнесения «Я-реального» и «Я-идеального»

побуждение подростков к осуществлению самопознания, оценки личностью собственных возможностей (В ЧЕМ ТРУДНОСТЬ?)

4 − этап целеполагания

побуждение подростка к анализу его готовности к переменам, постановки цели по достижению результата и движения к нему (ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ?)

5 − этап поиска смысла

побуждение подростка к осуществлению анализа мотивов самоизменения

 (ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО?)

6 – этап подготовки к ответственному выбору

создание ситуации для осознания подростками того, что выбор несет за собой ответственность, организация поиска вариантов решения проблемы, осмысления и конструирования новых поведенческих программ (ЧТО  МЕНЯ ЖДЁТ?)

7 − этап разработки проекта

побуждение к составлению проекта саморазвития,  побуждение к виртуальному предвидению последствий выбора (ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ?)

8 − деятельностный этап

создание необходимых условий для реализации подростком проекта саморазвития в дополнительном образовании  (ЧТО ДЕЛАЮ И ЧТО ПОЛУЧАЮ?)

9 − аналитический этап

совместная рефлексия результата, побуждение к прогнозированию подростком дальнейшего саморазвития (КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?)

 

  1. Самопроектирование. Важно создавать условия для разработки ребенком проекта совершенствования ему необходимых качеств. В контексте реализации идей рефлексивно-ценностного в данном контексте мы предлагаем:
  • включение в процесс реализации дополнительных общеобразовательных программ проблемных ситуаций, обнаруживающих в ребенке недостаточность определенных ресурсов (знаний, компетенций, личностных качеств и т.д.) и побуждающих к их приобретению;
  •  реализация педагогического сопровождения саморазвития ребенка в  дополнительном образовании в ситуациях преодоления трудностей.

Возможными барьерами саморазвития ребенка могут быть:

  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь перемен;
  • нежелание что-то менять, низкая активность и др.

С целью их снятия может быть организована следующая педагогическая работа (в качестве примеров):

  • анализ притчи «Осёл  и фермер», задача: формирование уверенности в своих силах;
  • обращение к «Сказке  о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, задача: формирование веры в свои силы, в достижение задуманного, умения контролировать свои запросы и соизмерять их с возможностями;
  • задание детям: «Вспомните сказки / рассказы / притчи, в которых герой успешно преодолевает препятствия на пути к своей цели» (в итоге работы проводится анализ тех стратегий, способов поведения, которые применяли герои, в сознании ребенка закрепляется опыт успешного преодоления).
  1. Использование педагогических средств, направленных на развитие нравственной рефлексии. Полагаем, что реализация этого условия будет успешной, если будет осуществлено включение в процесс реализации дополнительных общеобразовательных программ:
  • реальных стимулирующих дилеммных ситуаций;
  •  приемов работы с литературными произведениями (анализ притч разных народов мира, пословиц и поговорок, отрывков / глав / художественных произведений для детей соответствующего возраста);
  •  проведение дискуссий / модераций с обращением к анализу жизненного опыта, событий в жизни детей / героев книг / вымышленных персонажей;
  •  включение в дополнительные общеобразовательные программы образовательных модулей по духовно-нравственному развитию (тематически построенных с учетом направленности программы).

Реальные стимулирующие дилеммные ситуации − вид проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения и предполагающих нравственную экспертизу ребенком собственных поступков / героев. К примеру, «Согласиться  ли с выбором родителей относительно того, в какую секцию мне записаться или отстаивать свой выбор?».

Предлагаем алгоритм педагогической работы с реальными стимулирующими дилеммными ситуациями:

  1. Знакомство с содержанием ситуации (Что произошло? Какая проблема возникла?).
  2. Определение причин возникновения проблемы (Почему  возникла такая ситуация?).
  3. Возможные способы решения дилеммы (Какие возможны выборы в данной ситуации?).
  4. Экологичность выбора (Каковы плюсы и минусы каждого способа решения проблемы для всех участников дилеммной ситуации?).
  5. Анализ имеющегося опыта поведения в подобных ситуациях (Как ты себя вел в подобных ситуациях?).
  6. Нравственная рефлексия выбора (Как бы ты поступил в рассматриваемой ситуации и чем объясняется твой выбор? Можно ли сказать, что, выбирая, ты не нанесешь вред, неудобства  кому-то?).
  1. Акцент на использовании проблемных ситуаций. Данное условие является предельно важным для соблюдения, поскольку отражает процессуальный аспект формирования саморазвивающейся личности. Преодоление, выступая фактором саморазвития, оказывает влияние на восприятие детьми ситуаций, жизненно важных, но связанных с психологическими барьерами, как, с одной  стороны, с чем-то недосягаемым, а, с другой стороны, при правильном педагогическом сопровождении мотивирует к саморазвитию и повышает веру в свои силы [5].

Учет преодоления как фактора саморазвития личности  реализуется через:

  • включение в образовательный процесс проблемных ситуаций разных видов, требующих выбора, обнаруживающих нехватку ресурсов для достижения целей (проблемные ситуации в области нехватки знаний в интересующей области; воли для начала / завершения дела; умений контролировать себя, свои эмоции; способности понять свои интересы; провести анализ достигнутого и умения  предвидеть последствия своего выбора и т.п.;
  • реализация педагогического сопровождения саморазвития ребенка в  дополнительном образовании в ситуациях преодоления трудностей.

В качестве заключения:

  1. Дополнительное образование детей является образовательной системой, предоставляющей каждому ребенку возможности для самовыражения, творческого поиска и реализации своих способностей в привлекаемом виде деятельности.
  2. Реализуя образовательную деятельность в русле идей рефлексивно-ценностного подхода, педагог дополнительного образования организует рефлексивно-ценностную образовательную среду, насыщенную приемами и методами развития рефлексии, формирования нравственных ценностей как смысложизненных ориентиров, тем самым создавая условия для саморазвития обучающихся.
  3. Организуя педагогическую деятельность в условиях дополнительного образования, особое внимание важно уделять педагогическому сопровождению детей в ситуациях преодоления трудностей, поскольку именно преодоление является фактором саморазвития личности, а восприятие ситуации преодоления трудностей – его важным условием.

 

Список литературы

1. Концепция развития дополнительного образования детей / утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r/ (дата обращения: 28.02.2021).

2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 // https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112015-n-09-3242-o-napravlenii/ (дата обращения: 28.02.2021).

3. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей // Ярославский педагогический вестник. − 2013. − №4. − Т. 2. − С. 23-27.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 28.02.2021).

5. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. − 2009. − №1. − С. 3.

Войти или Создать
* Забыли пароль?