Экологические приоритеты в природоресурсном праве
Рубрики:
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Определяется понятие экологического приоритета, рассматривается сущность принципа экологического приоритета, его действие в сфере экономики, обсуждаются вопросы применения норм гражданского законодательства при регулировании земельных и других природоресурсных отношений, выявляются пробелы в законодательстве об экологической информации. Приводится зарубежная практика информирования населения об экологических проектах, рассматриваются отрицательные и положительные примеры эколого-правовых решений, обсуждаются сложные дискуссионные вопросы экологического и природоресурсного права.

Ключевые слова:
Принципы в экологическом праве, экологический приоритет, гражданское право, природоресурсное право, возмещение вреда, компенсации, такса ущерба, методика, бухгалтерский учет, экологические проекты, экологическая информация.
Текст

 

Охрана земель, почв и других природных объектов, обеспечение их экологического благополучия являются необходимыми условиями нормального образа жизни и деятельности людей. При этом термины «охрана природы» и «экология» нередко употребляются как синонимы. Однако между ними существует различие, которое нельзя игнорировать. Если под охраной природы обычно понимается охрана живой и (частично) неживой природы, то под экологией подразумевают экологию человека, т. е. охрану человека от природных или от создаваемых им самим же невзгод.

Принципиальные различия в толковании названных двух понятий экологического права имеют важное практическое значение, в частности для определения задачи экологического права и законодательных требований при различных ситуациях природопользования, в том числе землепользования. В любом случае приоритет в экологическом праве, по справедливому утверждению С. А. Боголюбова, отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды. В дополнение к этому надо отметить, что Конституция РФ в ст. 42 особо выделяет право «каждого на благоприятную окружающую среду» в тех же целях — охраны человека, его здоровья и жизни.

Каким образом в правоприменительной практике проявляются различия названных терминов? Проиллюстрируем это на конкретном примере.

Так, на равнинной территории, характерной для нашей страны, при создании водохранилищ нередко образуются мелководья, с точки зрения охраны природы не представляющие собой объект, требующий внимания. Однако для здоровья населения мелководья представляют опасность: в их хорошо прогреваемых водах размножаются комары, в том числе малярийные, опасные для здоровья человека. Из-за обилия комаров снижаются также рекреационные достоинства местности. Поэтому по санитарным правилам мелководья не должны располагаться к населенным пунктам ближе 1,5—2 км, или же между ними и жилыми кварталами должны располагаться животноводческие фермы, отвлекающие комаров на животных. Если в проекте водохранилища не удается избежать создания мелководий, то желательно принимать дополнительные меры к их обвалованию, осушению, засыпке. Все эти меры имеют отношение к экологии человека, а не к охране природы. 

Разумеется, если включать человека в понятие «природа», то меры по охране его здоровья и благополучия тоже подпадают под понятие «охрана природы». Однако, как правило, человека выделяют из природы. Поэтому, на наш взгляд, экологию человека и меры охраны природы не надо смешивать. Тем не менее если термин «экология» не ориентирован только на интересы здоровья человека, а охватывает также всю живую природу, то под экологическими приоритетами можно понимать всю систему плановых мероприятий по охране природы, включая в эти мероприятия также интересы человека как биологического существа.

Подобным образом решается эта проблема, например, в земельном законодательстве. Мероприятия по охране земель и почв осуществляются в двух направлениях. Во-первых, охрана и экологическая чистота природы — почв, сельскохозяйственных угодий, что предусматривается в ст. 12 ЗК РФ. Во-вторых, в этой же статье в интересах охраны здоровья людей не допускается химическое и радиоактивное загрязнение земель и почв, используемых для производства сельскохозяйственной продукции. Если эти земли (почвы) уже подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и не могут обеспечить получение продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, то на них запрещается производство сельскохозяйственной продукции.

Список литературы

1. Анучин В. А. Географический фактор в развитии общества. М., 1982.

2. Боголюбов С. А. Экологическое (природоресурсное) право. М., 2010.

3. Боголюбов С. А. Экологическое право. М., 2004.

4. Бринчук М. М. Принципы экологического права. М., 2013.

5. Волков Г. А. Принципы земельного права России. М., 2005.

6. Дубовик О. Л. Экологическое право. М., 2009.

7. Жариков Ю. Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений // Журнал российского права. 2011. № 11.

8. Жариков Ю. Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. 1996. № 2.

9. Крассов О. И. Экологическое право. М., 2008.

10. Научные труды государственного природного заповедника «Присурский». Т. 5: Актуальные проблемы экологического права России. Ч. 1: Чтения, посвященные памяти О. С. Колбасова. Чебоксары; М., 2001.

11. Полянская Г. Н. Право государственной собственности на леса в СССР. М., 1957.

12. Шейнин Л. Б. Государственное управление природными ресурсами и плата за их использование. М., 1994.

13. Шейнин Л. Б. Монопольные и другие невыравненные цены. Экологический анализ с примерами из отечественной и зарубежной практики. М., 2013.

14. Яковлев В. Н. Компоненты окружающей природной среды - не «вещь» и не «имущество». Отношения по их использованию и охране - предмет регулирования экологического и природоресурсных отраслей права // Аграрное и земельное право. 2010. № 8.

Войти или Создать
* Забыли пароль?