Россия
В статье раскрывается сущность понятия «учебная самостоятельность», которая стала предметом изучения еще в XIX в. и остается одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Определены основные критерии ее формирования. Рассматривается подходы к формированию учебной самостоятельности у младших школьников. Обосновывается идея о том, что проектная задача является эффективным средством развития учебной самостоятельности учащихся. Приводятся конкретные примеры заданий по решению проектных задач с целью развития учебной самостоятельности младших школьников.
младший школьник; учебная самостоятельность; критерии учебной самостоятельности; средства формирования и развития учебной самостоятельности; особенности использования проектной деятельности в начальной школе; проектные задачи как прообраз метода проектов; примеры учебных заданий
1. Аксючиц С.А. Познавательная активность младших школьников в процессе решения проектных задач. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2017. - 178 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 210 с.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании: методическое пособие. - М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2017. - 74 с.
4. Ивошина Т.Г., Шварева Л.В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 945-950.
5. Косикова С.В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях её развития // Проблемы современного образования. - 2018. - № 4. - С. 143-150.
6. Лебедева К.С. Зарубежный опыт исследования учебной и образовательной самостоятельности // Научный диалог. - 2016. - № 2 (50). - С. 374-382.
7. Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 293 с.
8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
9. Рыдзе О.А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития // Начальная школа. - 2017. - № 9. - С. 45-51.
10. Фадеева М.В., Павкова И.А. Проектная деятельность как средство формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста // Евразийское научное объединение. - 2020. - № 10-7(68). - С. 555-557.
11. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. - 2010. - Т. 15, № 4. - С. 77-90.
12. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974. - 315 с.