Саранск, Республика Мордовия, Россия
В статье показана важность профессий в сфере IT. Отмечены проблемы, возникающие при выборе абитуриентами профессий в указанной сфере. В частности, сложности в овладении точными науками в школе, недооценка важности информационных технологий в решении профессиональных задач, низкая мотивация. Отмечено, что помочь в выборе профессий в сфере IT может такого направления информатики как «Социальная информатика», но учебных часов на данную тему отводится недостаточно и материал по большей мере теоретизирован. Для решения указанной проблемы предлагается включить в обучение элективный курс «Основы социальной информатики. Создание чат-бота», где бы учащиеся наряду с теоретическими вопросами научились практике, а именно – программировать чат-боты. Выделены два онлайн-конструктора, которые можно использовать для изучения – BorisBot и Botmother, и показаны основы работы в них. Приводится разработка элективного курса с акцентом внимания на модуль «Практические вопросы создания чат-ботов», где приводятся занятия, на которых старшеклассники учатся программировать чат-боты.
чат-боты, элективный курс, обучение, программирование, профориентационная работа, ученики старших классов, IT-сфера
1. Андрейчук А. В. Создание условий для развития научно-технического творчества и инновационной деятельности школьников в детском технопарке «Кванториум» // Вопросы педагогики. 2019. № 3. С. 22-29.
2. Антонова М. В. Профориентационная образовательная среда регионального детского технопарка // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 5. С. 18-24.
3. Бедина А. В. Рабочая программа элективного курса «Проблемы социальной информатики. https://infourok.ru/elektivniy-kurs-po-informatike-dlya-klassa-problemi-socialnoy-informatiki-chas-v-nedelyu-1978880.html (дата обращения: 18.07.2022).
4. Вознесенская Н. В., Базаркин А. Ф., Зубрилин А. А., Козырева Ю. А., Корчина О. А. Совершенствование дополнительных общеобразовательных программ в центрах молодежного инновационного творчества // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 2. С. 177-180.
5. Горячкин Б. С., Галичий Д. А., Цапий В. С., Бурашников В. В., Крутов Т. Ю. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе // E-SCIO. 2021. №4 (55). С. 529-551.
6. Григорьев Д. В. Детские технопарки: старт нового образовательного формата // Народное образование. 2016. № 7-8 (1458). С. 57-64.
7. Жуков В. Ю. Опыт реализации программ предмета «Технология» на базе Детского технопарка «Кванториум» // Школа и производство. 2022. № 3. С. 29-35.
8. Зубрилин А. А., Карандаева А. В. Центр молодежного инновационного творчества как инструмент профилизации в области информатики // Профильная школа. 2017. Т. 5. № 5. С. 27-33. DOI:https://doi.org/10.12737/article_59d4cd39881b55.08630847
9. Зубрилина М. С., Терешкина К. Ю. Ситуационные задачи как инструмент обучения школьников информационной безопасности // Информатика в школе. 2018. № 1 (134). С. 21-23.
10. Ильина Е. А. Рабочая программа элективного курса «Основы социальной информатики». https://multiurok.ru/index.php/files/elektivnyi-kurs-27.html (дата обращения: 18.07.2022).
11. Как россиян будут учить и переучивать на айтишников в 2022 году. Главное. https://secretmag.ru/cifrovaya-ekonomika/kak-rossiyan-budut-uchit-i-pereuchivat-na-aitishnikov-v-2022-godu-glavnoe.htm (дата обращения: 18.07.2022).
12. Коротковская Е. С. Основные риски развития детских технопарков «Кванториум» // Математическое и компьютерное моделирование в экономике, страховании и управлении рисками. 2019. № 4. С. 163-169.
13. Косточкина О. В., Грошевая О. В. Детский технопарк: новая модель внешкольного учреждения // Знание. 2019. № 11-1 (75). С. 49-60.
14. Крехалев В. В., Крехалева С. В. Роль и методы рефлексии в контексте образовательной деятельности Детских технопарков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 4-1 (67). С. 116-119. DOI:https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-4-1-116-119
15. Кузницы кадров. Российские вузы готовятся к увеличению потока абитуриентов на IT-специальности. https://lenta.ru/articles/2022/05/26/kuznica_it (дата обращения: 18.07.2022).
16. Кущий Е. Н. Рабочая программа элективного курса «Социальная информатика». http://armsosh23.ucoz.ru/docum/Sved_ObOr/obrazov/Rprog10_11/r12.pdf (дата обращения: 18.07.2022).
17. Правительство запускает программу льготной ипотеки для IT-специалистов. http://government.ru/docs/45334 (дата обращения: 18.07.2022).
18. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). https://base.garant.ru/71809212 (дата обращения: 18.07.2022).
19. Gužíková Ž., Chicevic S., Kostrub D., Brychová S. Digital Technologies and Their Application in a Child's Life. Acta Educationis Generalis. Feb 2022. vol. 12. no 1. p.23-40. http://dx.doi.org/10.2478/atd-2022-0002
20. Passey D. Digital Technologies-And Teacher Wellbeing? Educ. Sci. 2021, 11, 117. https://doi.org/10.3390/educsci 11030117.