СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование проведено с целью изучения уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в сельской местности и разработки рекомендаций по совершенствованию направлений развития и обеспечения ее эффективного функционирования на основе использования элементов цифровизации. На сегодняшний день в Республике Татарстан (РТ) насчитывают менее 2 % К(Ф)Х, около 5 % хозяйств коллективного типа, менее 1 % ЛПХ. Принимаемые меры по развитию кооперации в сельской местности в последние четыре года имеют положительные результаты. Увеличение бюджетной поддержки в 3,4 раза позволило повысить численность действующих кооперативов 3,3 раза, способствовало росту численности членов кооперативного движения в 16 раз, росту суммы денежной выручки в 6 раз и отдачи бюджетной поддержки в 1,8 раза. При этом половина из зарегистрированных кооперативов не может наладить эффективную деятельность. Количество действующих кооперативов в муниципальных районах варьирует от 0 до 14, что в большинстве случаев связано с использованием административного ресурса местных органов власти по наращиванию их числа в ущерб реализации внутреннего механизма кооперативной солидарности. В РТ ведется пропаганда положительного опыта работы кооперативов и усиления мер господдержки развития малых форм хозяйствования и кооперации, объемы которых в 2021 г. составили 856,2 млн руб., в 2022 г. – 905,8 млн руб. Для эффективной работы потребительских кооперативов необходимо предусмотреть кластерный формат организации деятельности по территориальному принципу и осуществить перевод производственно-хозяйственных процессов на цифровую платформу, к цифровой системе управления по уровням и стадиям продвижения продукции с одновременной подготовкой кадров для использования программных разработок.

Ключевые слова:
кооперативная система, сельскохозяйственный потребительский кооператив, аграрный бизнес, государственная поддержка, цивровизация, эффективность, рынок, аграрная сфера.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Множество кооперативных предприятий в мире жизнеспособны благодаря успешному сочетанию автономного характера ведения бизнеса и кооперативных принципов в организации хозяйственной деятельности. Эта форма ведения бизнеса основана на реализации доктрины, стимулирующей участие работников в экономической и социальной жизни, реализацию юридической ответственности на каждом этапе производства, распределения, обмена и потребления результатов деятельности, обучение новым навыкам и формирование ценностных ориентаций. На кооперативы приходится значительная доля в основных секторах экономики, особенно в таких, как сельское хозяйство, торговля, строительство, здравоохранение, образование, финансы и социальное обслуживание. Кооперативная система создала миллионы рабочих мест, обеспечивая заработную плату и услуги значительной части населения в различных странах мира [1, 2, 3].

Значимость кооперативной системы высока в регионах с развитым сельским хозяйством, с большое долей производства продукции субъектами среднего и малого аграрного бизнеса. Особую роль играют сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПК), выступающие в качестве системного многоцелевого хозяйствующего субъекта, участвующего в организации всех стадий производства конечного продукта и доведения его до потребителя. Формат их многогранной деятельности способствует ускорению оборота средств с минимальным участием посредников и позволяет аккумулировать добавленную стоимость в руках непосредственных участников производственно-экономического процесса, что служит основной функцией потребительской кооперации в повышении эффективности жизнедеятельности сельского населения [4, 5, 6]. В промышленно развитых странах для кооперативной системы характерно увеличение членского состава, капиталовложений и объемов бизнеса. Мировой опыт кооперации может быть обобщен и использован при становлении кооперативной системы Российской Федерации, выступающей как совокупность хозяйствующих субъектов, создающих товары и услуги для удовлетворения потребностей членов кооперативов и местного населения [7, 8, 9]. Несмотря на доказанный мировой практикой положительный результат деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов многие вопросы методологического и методического характера организации их эффективной деятельности не решены, что определяет актуальность исследования и разработки научно-практических предложений по совершенствованию деятельности таких организаций.

Цель исследования – изучение уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в сельской местности, разработка рекомендаций по совершенствованию направлений развития и обеспечению ее эффективного функционирования на основе использования элементов цифровизации.

Условия, материалы и методы исследования. Теоретической и методологической

основой исследования послужили труды ученых в области экономики сельского хозяйства и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Работу проводили по материалам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Республики Татарстан. В работе использовали официальные нормативные документы, материалы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, официальные данные Росстата [10] и Татарстанстата [11], результаты собственных наблюдений авторов и социологических опросов, проведенных в отдельных муниципальных районах Республики Татарстан [12]. Для раскрытия тенденций развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и особенностей их функционирования использовали монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический и метод аналогии.

Анализ и обсуждение результатов исследования. Агропромышленный комплекс Республики Татарстан характеризуется устойчивыми темпами развития, показывая стабильные прогрессирующие результаты в отношении остальных секторов экономики. В решение проблем агропродовольственного направления на сегодня вовлечены 450 крупных и средних предприятий, 3006 крестьянских фермерских хозяйств (К(Ф)Х), 2,5…3 тыс. индивидуальных предпринимателей, более 472,4 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ) [12]. В развитии АПК особую роль играют малые формы хозяйствования, на долю которых в 2020 г. пришлось 49,8 % произведенной сельскохозяйственной продукции республики. Это один из ведущих секторов развития предпринимательства и повышения деловой активности на селе благодаря реализации федерально-региональных программ государственной поддержки в виде грантов субъектам малого предпринимательства в сельском хозяйстве [11].

С 1991 г. кооперативная система в Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности стала утрачивать свои принципы и функции; появились диспропорции между социальными и экономическими положениями, которые когда-то делали ее наиболее гуманной и привлекательной в стране. Современная экономическая система создает новые предпосылки и формы для развития кооперативов, которые оправдывают интерес к их деятельности и опыту стран, широко использующих преимущества таких предприятий в решении сложных проблем социально-экономического характера.

Принципы и ценности, лежащие в основе создания кооперативов, соответствуют таковым в некоммерческой организации, которая стремится не к выгоде, а к удовлетворению потребностей совладельцев, тогда как рыночная экономика предполагает действие субъекта (кооператива) в конкурентных условиях в соответствии с законом спроса и предложения, что означает получение выгоды, обеспечивающей его жизнеспособность. Возникающие в результате противоречия требуют гибкости в управлении, организации и законодательстве.

Аграрный бизнес как динамичная сфера, находится в движении, меняется его численный и качественный состав, соотношение форм хозяйствования. По данным Росстата, в 2004 г. в России на долю сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) приходилось 57 % от общей численности сельскохозяйственных организаций (СХО) страны, а к началу 2020 г. их доля сократилась до 20,8 %. [10]. Реорганизация и деколлективизация сельскохозяйственных предприятий, как первый этап реформ, привели к снижению популярности коллективных форм хозяйствования. Кроме того, этому способствовал принятый закон о банкротстве, который предусматривал недопустимость изъятия основных средств производства при банкротстве сельскохозяйственных кооперативов, что ограничило их доступ к кредитным ресурсам банков и другим заемным средствам. Однако кооперативы как одно из необходимых условий для организации нормального функционирования средних и малых форм хозяйствования не могли прекратить свое существование и исчезнуть из состава категорий сельскохозяйственных организаций. Сельское хозяйство, как отрасль, требует использования коллективных форм хозяйствования и организации производства. Это способствовало принятию органами управления агропромышленным комплексом решения о восстановлении кооперативных формирований в сельской местности. Зарубежный опыт свидетельствует, что в экономически развитых странах доля кооперативных форм хозяйствования в агропродовольственном секторе достигает 70 % [13, 14].

В современных условиях развития сельской экономики наиболее эффективной формой служат сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК), развитие которых поддерживает государство. Благодаря кооперативам мелкие и средние сельские товаропроизводители могут на равных условиях конкурировать с крупными компаниями. За последние пол века аграрные кооперативы экономически развитых государств превратились в ключевых игроков в рыночной цепочке поставок продовольствия и надёжных гарантов обеспечения продовольственной безопасности. Они решают многочисленные проблемы фермерских хозяйств и оказывают активное влияние на формирование аграрной политики своих стран. В Российской Федерации, вопреки ожиданиям, этот вид кооперации ещё не стал доминирующей или хотя бы типичной формой выстраивания хозяйственных связей внутри АПК. За последние восемь лет со стороны государственных органов в лице Министерства сельского хозяйства РФ (МСХ РФ) проводится целенаправленная работа по

превращению сельскохозяйственных потребительских сбытовых и перерабатывающих кооперативов в эффективную форму организации деятельности малых форм хозяйствования и субъектов малого и среднего предпринимательства. Кооперативы сегодня охватывают менее 2 % К(Ф)Х, около 5 % хозяйств коллективного типа, менее 1 % ЛПХ. В общем объёме услуг, оказываемых представителями сельскохозяйственного производства, их доля составляет не более 1 % [12].

В сельском хозяйстве Республики Татарстан основными товаропроизводителями остаются сельскохозяйственные организации, обеспечивающие 50,2 % объема производства аграрной сферы экономики. За последние пять лет их доля увеличилась на 2,0 % (табл. 1). Так же удерживают свою нишу с незначительным приростом в структуре производства продукции сельского хозяйства за 2016–2020 гг. на 2,8 % крестьянские (фермерские) хозяйства. Сравнительный анализ динамики объемных показателей свидетельствует о росте производства в сельскохозяйственных организациях на 22,0 %, крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 26,7 %. Доля личных подсобных хозяйств населения в структуре производства сократилась на 4,3 %, однако объем продукции остался на прежнем уровне. В результате реализации аграрной политики достигнут рост производства, о чем свидетельствуют показатели индекса физического объема продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (табл. 2).

Это стало возможным благодаря механизации, автоматизации и цифровизации выполнения технологических процессов, и, как следствие, повышению производительности и привлекательности сельского труда в разных категориях хозяйств, что делает очевидными преимущества крупных форм аграрного бизнеса, владеющих значительными финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами. Эффективная деятельность малых и средних предприятий в отрасли возможна только при правильно подобранных механизмах взаимодействия в рамках кооперации и интеграции на сельских территориях.

В 2017 г. в России по инициативе центральной государственной власти дан страт новой волне стимулирования развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем включения ее в качестве одного из приоритетных направлений в паспорт национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». На этой основе с 2019 г. реализуется федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», в соответствии с которым в регионах, в том числе в Республике Татарстан разработаны соответствующие программы с учетом местных особенностей, накопленного опыта развития кооперативной системы на селе [12]. Принимаемые меры показывают положительные результаты (табл. 3).

Число работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Татарстан за последние 4 года увеличилась более чем в 3 раза, что сопровождалось ростом бюджетной поддержки в 3,4 раза и численности членов кооперативного движения в 16 раз, повышением суммы денежной выручки в 6 раз. Однако значительная часть зарегистрированных кооперативов не может наладить эффективную деятельность. Многие из них реорганизуются или проходят перерегистрацию в другие организационно-правовые формы. Руководители создаваемых кооперативов за частую не имеют должного уровня юридических знаний, практического опыта работы и нуждаются в поддержке при решении

возникающих конкретных задач. В связи с этим необходимо усиление информационно-консультативной работы для оказания помощи в формировании и организации деятельности кооперативов. Для решения этой задачи в Республике Татарстан в 2018 г. было создано государственное бюджетное учреждение «Центр компетенций по развитию сельскохозяйственной кооперации в Республике Татарстан» и организованы ускоренные онлайн-курсы по подготовке руководителей и специалистов «Кооперативный управленец». Высокие показатели эффективности деятельности кооперативов в республике в 2019–2020 гг. можно объяснить именно качеством и своевременностью предоставленных информационных, консультационных и методических услуг научными работниками и специалистами в сфере сельскохозяйственной кооперации.

Распределение кооперативов по территории республики не равномерно: в Новошешминском и Бугульминском районах они отсутствуют, в 14 районах созданы по 1…2 предприятия, в Кукморском, Сабинском, Арском районах работают по 10 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и более (см. рисунок).

К сожалению, в большинстве случаев административный ресурс направлен на наращивание количества созданных кооперативов, а не на раскрытие внутрикооперативного потенциала по активации деловой, социальной, экономической, политической и технологической среды развития сельских территорий. Для успешного развития кооперативной системы необходимо реализовать такие внутренние механизмы кооперативной солидарности, как создание атмосферы доверительных отношений между руководством и членами кооператива, взаимопомощи между его членами, максимальное удовлетворение реальных потребностей в услугах каждого члена, выстраивание равных социальных и экономических условий для участников кооперативного движения. Для этого в республике ведется активная агитационная работа среди сельского населения и

усилены меры государственной поддержки развития малых форм хозяйствования и кооперации (табл. 4). Меры государственного воздействия на развитие кооперативной системы из года в год возрастают: в 2022 г. расходы из федерального бюджета увеличились, по сравнению с 2021 г., на 6 % и достигли 610,2 млн руб., из республиканского – соответственно на 5 % и до 295,6 млн руб.

Отечественная кооперация пребывает на начальном этапе своего становления. Существующие кооперативы в основном небольшие и функционируют как организации компенсационного типа. Только некоторые из них влияют на рыночную ситуацию в границах своего региона (табл. 5). Примерами эффективной деятельности кооперативов служат «Елмай» Высокогорского района и «Индейка» Зеленодольского района, в которых сумма денежной выручки на 1 члена кооператива превышает 4 млн руб., а на работника – 20 млн руб.

В создании условий для успешной организации работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов важную роль играет перевод многих процессов на цифровую платформу как современное направление расширения возможностей для малых и средних субъектов хозяйствования кооперативного типа. Конкурентная среда вынуждает их предлагать свои товары и услуги потребителям на максимально выгодных условиях. В поиске новых способов достижения цели необходимо использовать новые технологии, применять инновации в своей деятельности. Поэтому часть взаимодействия кооперативов и потребителей сельскохозяйственных товаров перемещается в сеть Интернет. Рынок производства и реализации как сфера предпринимательской деятельности подвержен изменениям. Имея доступ к сети Интернет потребитель сельскохозяйственной продукции может наблюдать и участвовать в процессе ее создания. Информационные технологии стали особо актуальными в условиях ухудшения экологической ситуации и озабоченности потребителей вопросами безопасности продуктов питания. Переход к цифровой экономике сопровождается трансформациоными процессами во всех отраслях аграрного сектора, где в силу различных причин они идут с определенным отставанием. Однако этот сектор IT-рынка очень перспективен.

Система управления СПК сложна в силу специфики аграрного бизнеса, связанного с наличием непредсказуемых природно-биологических факторов (зависимость результатов производства от погоды, сезонность работ, разрыв времени между затратами и получением продукции и др.), которые необходимо учитывать при принятии оперативных и стратегических управленческих решений. В связи с этим, при построении цифровой платформы управления должен быть реализован системный подход, последовательно включающий базовые уровни от создания продуктов до финансовых результатов. Существует множество цифровых продуктов для управления бизнес-процессами в аграрном секторе экономики, к которым можно отнести «1С – предприятие», элементы «точного земледелия», «управление стадом», «умная ферма», «умный склад» и др. [15]. Однако не все возможности и инструменты этих программных продуктов использованы, не все предлагаемые разработчиками решения нашли эффективное применение в практике управления в силу отсутствия системного подхода при проектировании и освоении цифровых технологий управления. На базе сформулированных методологических принципов, подходов и требований к цифровой системе управления хозяйствующими субъектами предложен вариант ее построения по уровням и стадиям продвижения продукции, а также выполнения организационно-экономических и технологических процессов: персонал – управление персоналом; мониторинг природных систем и процессов; ресурсы – управление использованием ресурсов; технологии – управление технологиями; бизнес-процессы – управление бизнес-процессами; продукты – управление ассортиментом и качеством продуктов; анализ финансово-экономических показателей – результатов бизнес-процессов. Построение системной поэтапной работы по логической цепочке продвижения производственно-экономических процессов, товаров и услуг с параллельной подготовкой кадров для использования программных разработок несомненно даст новый импульс в развитии кооперативной системы.

Важным условием служит разработка нововведений в области налогообложения, страхования и кредитования кооперативных формирований. Необходимо предусмотреть кластерный формат организации деятельности СПК по территориальному принципу, расширяя их сферы деятельности путем предоставления возможности участия в этих кооперативах других субъектов хозяйствования, находящихся в сельской местности и занимающихся производством товаров и изделий сельской промышленности, согласных взаимодействовать на условиях и принципах организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Особое внимание при этом следует уделить подготовке и повышению квалификации специалистов на базе высших и средних учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, разработке научных рекомендаций по формированию и совершенствованию деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Выводы. Одним из факторов, характеризующих положительный результат развития СПК в Республике Татарстан, служит увеличение бюджетной поддержки в 3,4 раза, что способствовало росту численности действующих кооперативов в 3,3 раза, членов кооперативного движения – в 16 раз, суммы денежной выручки – в 6 раз и отдачи бюджетной поддержки – в 1,8 раза.  В то же время половина из зарегистрированных кооперативов не может наладить эффективную деятельность. Число действующих кооперативов в муниципальных районах варьирует от 0 до 14, что в большинстве случаев связано с использованием административного ресурса местных органов власти по наращиванию количества созданных кооперативов в ущерб реализации внутреннего механизма кооперативной солидарности. В РТ ведется пропаганда положительного опыта работы кооперативов. Для эффективной работы потребительских кооперативов необходимо предусмотреть кластерный формат организации деятельности по территориальному принципу и осуществить перевод производственно-хозяйственных процессов на цифровую платформу, к цифровой системе управления по уровням и стадиям продвижения продукции с одновременной подготовкой кадров для использования программных разработок.

 

Список литературы

1. Хафизов Д. Ф., Мухаметгалиев Ф. Н., Хисматуллин М. М. Особенности современного этапа развития многоукладной экономики // Вестник Казанского ГАУ. 2018. Т. 13. № 3(50). С. 157-161. doi:https://doi.org/10.12737/article_5bcf5796f419c6.52367082.

2. Priority areas of development of agricultural entrepreneurship in the regions of the Russian Federation / A.R. Battalova, R. S. Tukhvatullin, F.N. Mukhametgaliev, et al. // International Journal on Emerging Technologies. 2019. Vol. 10. No 2. P. 133-136.

3. Хафизов Д. Ф., Исайчева Е. С. Развитие форм хозяйствования в аграрной сфере за 20 лет реформирования экономики // Вестник Казанского ГАУ. 2011. Т. 6. № 1(19). С. 82-84.

4. Салахутдинов Ф. Н., Хисматуллин М.М., Исхаков И. Р. Альтернативные модели финансирования для малых и средних форм хозяйствования в АПК // Вестник Казанского ГАУ. 2011. Т. 6. № 2(20). С. 52-54.

5. A multi-criteria approach to assessing the effectiveness of the creation and development of integrated agricultural formations / S. M. Gazetdinov, M. K. Gazetdinov, O. S. Semicheva, et al. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Dushanbe, Virtual, 2019. P. 012097.

6. Comparative evaluation of productivity of ryegrass and ryegrass-goatling grass stands affected by different mineral and organomineral nutrition / M. M. Khismatullin, M. M. Khismatullin, L. T. Vafina, et al. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: The proceedings of the conference AgroCON-2019, 2019. Kurgan: IOP Publishing Ltd. P. 012109. doi:https://doi.org/10.1088/1755-1315/341/1/012109.

7. Вопросы развития малых форм хозяйствования и кооперации в сельской местности / Ф.Н. Мухаметгалиев, Д. Ф. Хафизов, М. М. Хисматуллин, и др. // Вестник Казанского ГАУ. 2019. Т. 14. № 1(52). С. 138-144. doi:https://doi.org/10.12737/article_5ccedf76d50a12.50893731.

8. State regulation of the development of small business forms / L. Mikhailova, F. Avkhadiev, N. Asadullin, et al. // Bio web of conferences: International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources”. Kazan: EDP Sciences, 2020. P. 00095. doi:https://doi.org/10.1051/bioconf/20202700095.

9. Reserves for improving the efficiency of integrated formations / Sh. M. Gazetdinov, M. Kh. Gazetdinov, O. S. Semicheva, et al. // BIO Web of Conferences: International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources”, Kazan, 2019. Kazan: EDP Sciences, 2020. P. 00026. doi:https://doi.org/10.1051/bioconf/20201700026.

10. Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/S-X_2021.pdf дата обращения 20.04.2022).

11. Сельское хозяйство Республики Татарстан, статистический сборник. Татарстанстат, Казань, 2021. 106 с.

12. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2020 г. URL: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2678510.pdf (дата обращения 15.05.2022).

13. Якушкин Н. М., Гайнутдинов И.Г., Губайдуллин Р. Г. Малые формы хозяйствования в Республике Татарстан: состояние, тенденции и проблемы развития // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31. № 12. С. 72-77.

14. Гайнутдинов И. Г. Малый аграрный бизнес: понятие, организационно-правовые формы и критерии классификации // Достижения науки и техники АПК. 2012. № 2. С. 6-9.

15. Анализ и тенденции развития сельского хозяйства в условиях цифровизации / А. К. Субаева, М. Н. Калимуллин, М. М. Низамутдинов и др. // Вестник Казанского ГАУ. 2022. Т. 17. № 1(65). С. 135-141. doihttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-135-141.

Войти или Создать
* Забыли пароль?