В статье изложен опыт преподавания педагогической риторики как части предмета о культуре родной русской речи. Поднимается проблема профессиональной компетенции педагога дошкольного и начального звена образования в области речевой деятельности. Автор кратко характеризует историю развития педагогической риторики. Подчеркивается существенная разница в качестве языковой подготовки учителя, воспитателя и детей, а также пути преодоления этого разрыва в процессе совместной речевой работы. Охарактеризованы стили и жанры речи, присущие педагогу как носителю речевой профессии, предложены методы и алгоритмы их освоения. Названы дополнительные источники знаний о слушании и говорении как устных формах речи педагога и ребенка, а также речевые образцы из произведений детской литературы.
педагогическая риторика; речевая деятельность; структура речевого акта и характеристики его этапов; стили и жанры речи педагога; обучение речи
1. Детская риторика в рассказах и рисунках: методические рекомендации для учителя. 1 класс / Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская [и др.] - М.: Баласс, 2013. - 112 с.
2. Детская риторика в рассказах и рисунках: методические рекомендации для учителя. 2 класс / Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская [и др.] - М.: Баласс, 2013. - 112 с.
3. Детская риторика в рассказах и рисунках: методические рекомендации для учителя. 3 класс / Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская [и др.] - М.: Баласс, 2013. - 144 с.
4. Первова Г.М. Технология художественно-речевого сопровождения дошкольников в течение дня // Практика управления ДОУ. - 2014. - № 5. - С. 32-45.
5. Первова Г.М. Поговори со мною, мама! Художественно-речевое сопровождение детской жизни с утра до вечера. - Тамбов: Изд-во Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, 2014. - 70 с.
6. Первова Г.М., Маслова М.В. Слушание литературных произведений // Практика управления ДОУ. - 2019. - № 1. - С. 19-26.