Розничные торговые сети играют большую роль в развитии торговой отрасли территория, их вклад в ВРП в Татарстане составляет 30% (2021 г.). Развитие услуг торговых сетей, внедрение современных инструментов и решений повышения качества торгового обслуживания позволяют обеспечивать на более высоком уровне удовлетворённость конечных потребителей, конкурентоспособность торговых организаций. Основной целью исследования является обобщение современных организационно-экономических и управленческих решений, позволяющих внедрять мероприятия по развитию услуг В статье обоснована необходимость применения процессного, клиентоориентированного, интегрального подходов, которые комплексно позволяют оптимизировать бизнес-процессы торговой сети, сформировать собственные стандарты взаимодействия всех стейкхолдеров внутри цепочки создания услуги потребительской ценности торговой сети, провести интегральную оценку развития услуг, разработать соответствующие решения. На основе проведённой оценки трех региональных торговых сетей «Бахетле», «Эдельвейс» предложены ряд организационно-экономических, управленческих решений, которые являются актуальными для практики и позволят обеспечить эффективно развивать услуги и быть устойчивыми на потребительском рынке.
торговые сети, услуги, организационно-экономические, управленческие, решение, инструменты, развитие
1. Калашников, Н. А. Влияние COVID-19 на цифровую трансформацию российских организаций в сфере ритейла / Н. А. Калашников // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 4. - № 11(119). - С. 113-125. - DOIhttps://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2021.11.04.012. - EDN CIFJBA.
2. Maja Arslanagic-Kalajdzic, Selma Kadic-Maglajlic, Dario Miocevic, The power of emotional value: Moderating customer orientation effect in professional business services relationships, Industrial Marketing Management, Volume 88, 2020, Pages 12-21, ISSN 0019-8501, https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.04.017.
3. Xuan Huong Ho, Dong Phong Nguyen, Julian Ming Sung Cheng, Angelina Nhat Hanh Le, Customer engagement in the context of retail mobile apps: A contingency model integrating spatial presence experience and its drivers, Journal of Retailing and Consumer Services, Volume 66, 2022, 102950, ISSN 0969-6989, https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2022.102950.
4. Md Afnan Hossain, Shahriar Akter, Venkata Yanamandram, Revisiting customer analytics capability for data-driven retailing, Journal of Retailing and Consumer Services, Volume 56, 2020, 102187, ISSN 0969-6989, https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2020.102187.
5. Douglas E. Hughes, Keith A. Richards, Roger Calantone, Brian Baldus, Richard A. Spreng, Driving In-Role and Extra-Role Brand Performance among Retail Frontline Salespeople: Antecedents and the Moderating Role of Customer Orientation, Journal of Retailing, Volume 95, Issue 2, 2019, Pages 130-143, ISSN 0022-4359, https://doi.org/10.1016/j.jretai.2019.03.003.
6. Карх, Д. А. Актуальные подходы к формированию социально ориентированного продовольственного рынка : монография / Д. А. Карх, О. В. Чугунова, Н. В. Заворохина. - Новосибирск : СибАК, 2016. -186 с.
7. Чеглов, В. П. Трансформация внутренней торговли в России в условиях цифровизации экономики / В. П. Чеглов, А. Н. Столярова // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2020. - № 2. - С. 27-38.
8. Чкалова, О. В. Мотивация и лояльность персонала в обеспечении качества услуг розничных торговых сетей / О. В. Чкалова, Ю. С. Валеева // Актуальные проблемы управления : сб. науч. ст. по итогам V Всерос. науч.-практ. конф. - Нижний Новгород, 2018. - С. 260-268.
9. Шнорр, Ж. П. Форматы торговли: понятие, виды и параметры, их характеризующие / Ж.П. Шнорр // Вест. Сиб. ун-та потреб. кооперации. - 2012. - № 2 (3). - С. 71-77.