Новосибирск, Новосибирская область, Россия
Целью современного школьного образования является развитие личности обучающегося, готового к изменениям не только содержания образования, но и изменений образовательных технологий (включая информационные), форм взаимодействия (всех субъектов образовательного процесса), способов и средств обучения, а, в конечном итоге, готового к дальнейшей самореализации в условиях постоянных изменений в окружающем социуме. Достижению поставленной цели может способствовать работа школы по проектированию образовательной среды нового типа, интегрирующей все ресурсы и возможности школьного образовательного пространства. В статье рассмотрены особенности и различия понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство», возможности их влияния на обучающегося. Представлены подходы к проектированию образовательной среды коллектива Образовательного комплекса школа-сад «Наша школа» (г. Новосибирск): миссия школы, базовые принципы организации образовательного пространства, основные системообразующие подходы к конструированию школьной образовательной среды.
образовательная среда, образовательное пространство, развитие личности обучающихся, влияние среды на человека, конструирование школьной образовательной среды
1. Артамонова М. П. Культурно-образовательная среда школы как пространство социализации несовершеннолетних // Теория и практика общественного развития. 2014. - №12. - С. 74-77.
2. Борисенков В. П., Гукаленко О.В., Данилюк О.В. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В. П. Борисенков. М.: - Изд-во ООО «Педагогика», 2006. - 464 с.
3. Касаткин П.И. Современное образовательное пространство: особенности и перспективы // Философия образования. - 2003. - № 1. - С. 29-31.
4. Ковалёв, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 13-23.
5. Косолапова Л. А. Категории «пространство» и «среда»: педагогический контекст // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. - 2020. - №1 (1) - С. 28-33.
6. Меньшиков И.В., Пермякова Н.В., Сорокина С.А. Проектирование развития образовательного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spkurdyumov.ru/misc/proektirovanie-razvitiya-obrazovatelnogo-prostranstva/ (дата обращения: 10.07.2021).
7. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. - М.: Издательство МНЭПУ, 1997.
8. Наливайко Н.В. Категория «образовательное пространство» для становления концепции философии образования // Философия образования для XXI века. - 2001. - № 1. - С. 63-68.
9. Николаев В. А., Лысенко В.Г. Харина Н.В. Становление образовательно-технологической среды развития образовательных практик // Сибирский учитель. - 2020. - № 4 (129). - С. 79-87. 0,9 п.л. (в т.ч. авт. - 0,3 п.л.).
10. Николаев, В. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в процессе взаимодействия субъектов образовательно-технологической среды: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.08 / В. А. Николаев - Кемерово, 2018. - 22 с.
11. Николаев В. А. Конструирование профиля обучающего общеобразовательной школы в контексте системно-деятельностного и компетентностного подхода // Профильная школа. - 2021. № 1. - С.10-15.
12. Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. - 2003. - № 1. - С. 29-31.
13. Хуторской, А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 1сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0901.htm.
14. Ясвин, В. А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды: Дисс. …д-ра. пед. наук: 13.00.01: защищена 2019 / Ясвин Витольд Альбертович. - Москва, 2019. - 471 с.
15. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. − 2-е изд., доп. - М.: Смысл, 2001. - 280 с.
16. Frey T. The future of education [Электронный ресурс] - Futurist Speaker. 2010. - URL: www.futuristspeaker.com/2007/03/the-future- of-education (дата обращения: 12.04.2017).