Россия
В статье предложено и обосновано выделение с позиций аудита четырех типов хозяйствующих субъектов: не обязанные проходить ежегодные аудиторские проверки, субъекты обязательного аудита, общественно значимые организации и самые важные в социально-экономическом плане хозяйствующие субъекты. Дана оценка числа каждого из этих четырех типов. Описана ситуация с обязательным аудитом в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Мотивировано введение в перспективе организаций малого бизнеса в число субъектов обязательного аудита. Аргументирована целесообразность законодательного выделения среди общественно значимых организаций таких хозяйствующих субъектов, которые должны проводить и обязательный анализ качества управления. Предложено выделение 50–100 организаций (банков, предприятий и т.п.), составляющих социально-экономический скелет народного хозяйства. Аргументировано и иллюстрировано более тщательное регулирование их деятельности, чем у остальных хозяйствующих субъектов.
аудит, аудиторская организация, общественно значимая организация, рынок аудиторских услуг, субъект обязательного аудита, хозяйствующий субъект
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307 - ФЗ (в ред. от 30.12.2021).
2. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской в 2021 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/?id_39=136203-
3. Алферова О.В. Рынок аудита: последствия законодательных нововведений // Аудит. - 2012. - № 8. - С. 5-7.
4. Гутцайт Е.М. Теоретические основы аудита. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ООО «САМ Полиграфист», 2022. - 1006 с.
5. Захаров В.Ю. Аудиторский обзор как вид аудиторских услуг // Аудиторские ведомости. - 2007. - № 5. - С. 3-9.
6. Пышкин А.С. Отбор аудиторских организаций в случае обязательного аудита: правовой аспект // Аудиторские ведомости. - 2006. - № 11. - С. 75-83.
7. Демина И.Д. Проблемы современной концепции проведения обязательного аудита в России на основе изучения международного опыта // Аудит. - 2019. - № 3. - С. 6-10.
8. Басов Д.К. Надзор за аудиторами и аудиторскими организациями в Европейском союзе // Аудитор. - 2013. - № 12. - С. 15-22.
9. Сайт Федеральной службы информации Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://фси.рф/Main/StatisticalInformation
10. Никифоров С.Л. Российский аудит: когнитивный диссонанс. - Казань, 2017. - 160 с.
11. Ханферян В. Принудительное торможение // Эксперт. - 2010. - № 11. - С. 100-122.
12. Фомина Д.С. Вопросы регулирования аудиторской деятельности в условиях новых требований к качеству аудита // Аудиторские ведомости. - 2017. - № 5-6. - С. 120-138.
13. Воронин Д.В. Регулирование системно значимых банков: международный и российский опыт // Банковское дело. - 2014. - № 4. - С. 18-21.
14. Арабян К.К. От проблем к перспективам // Аудит. - 2012. - № 4. - С. 4-7.
15. Фенева Е.А. Учетно-аналитическое обеспечение формирования отчетности в организациях малого бизнеса: дис. …канд. экон. наук. - СПб., 2020.
16. Шеремет А.Д. Как бороться с кризисом в подготовке аудиторов? // Аудит. - 2015. - № 7. - С. 13-19.
17. Шеремет А.Д., Носова О.А. Реформирование российского аудита: проблемы и перспективы // Аудит. - 2017. - № 12. - С. 2-8.
18. Фомина Д.С. Регулирование и контроль качества в сфере аудиторской деятельности: реформа 2018-2019 гг. // Аудит. - 2017. - № 11. - С. 13-19.
19. Усманова Т.Х. Аудит тарифов ЖКХ: специфика и методы // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 7. - С. 50-55.
20. Гутцайт Е.М. Рынок аудиторских услуг: год 2021 // Аудиторские ведомости. - 2022. - № 3. - С. 11-22.
21. Форма федерального статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности». Утверждена приказом Росстата от 23 ноября 2016 г. № 740.
22. Бабель И.Э. Собрание сочинений. Т. 1. - М.: Время, 2006. - 576 с.