КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЕ ФИРМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В первой части статьи описываются специфические парадоксы псевдоуправленческих ситуаций, возникающие в деловых организациях промышленного производства, и предлагается алгоритм ситуационного анализа с позиций проявления информационно-коммуникативных особенностей делового общения. Коммуникации являются управляемыми, неуправляемыми и самоуправляемыми. Они проявляются в деловых организациях как межуровневые, одноуровневые, внутриуровневые. Те или иные коммуникации оказываются «узловыми» и образуют ту или иную управленческую позицию. Управленческая позиция руководителя в системе его коммуникаций может быть непрофессиональной, когда деловые проблемы решаются им ценой моральных и экономических потерь; ослабленной, когда вместо главных вопросов решаются второстепенные; псевдоуправленческой, когда решение той или иной ситуации порождает новые трудности, инциденты, конфликты; формальной, когда руководители и ответственные лица самоустраняются от решения общего дела, замыкаясь только в кругу своих обязанностей. Во второй части статьи описываются методолого-теоретические варианты информационно-коммуникативного общения персонала в деловых организациях и типичные причины возникновения конфликтов.

Ключевые слова:
коммуникации, организационное поведение, патологические коммуникации, управленческие ситуации, ответственная взаимозависимость, управленческая позиция, псевдоуправленческие ситуации, коммуникационные сети, кодировка информации в коммуникациях, зоны «коммуникативного пространства».
Текст

Ситуационная аналитика коммуникаций

Коммуникации есть способ обмена информацией между сотрудниками фирмы. Этот обмен может быть устным или письменным, формализованным или неформализованным, вербальным или невербальным. С одной стороны, коммуникация проявляется как процесс, с другой стороны, как единичные акты поведения. Коммуникация несет в себе двойственную функцию, являясь одновременно и общением между сотрудниками, и сообщением той или иной информации. С точки зрения теории управления коммуникация есть средство, с помощью которого сотрудники объединены в организацию для достижения общей цели, ради которой организация создана. Миссия коммуникаций — обеспечивать взаимопонимание сотрудников посредством их информированности для координации совместной деятельности. В недрах коммуникаций зарождается, проявляется и воспроизводится то или иное организационное поведение. Можно сказать, что организационное поведение является детищем коммуникаций: каковы коммуникации в деловой организации, таковы и модификации организационного поведения.

Коммуникации в организациях проявляют себя в трех значениях: они оказываются эффективно управляемыми, неуправляемыми и самоуправляемыми. Управление коммуникациями, например, в производственной организации, происходит в ее трех основных зонах: а) межуровневые (высшее-среднее и низовые звенья, т.е. управление «сверху-вниз» и «снизу-вверх» с обратной связью; б) одноуровневые (низовой уровень — бригады, средний уровень — цеха, высший уровень — — головной офис); в) внутриуровневые (только бригады, только цеха, только офис). В торговых организациях — это управление на рабочих местах в залах и в офисе. 

Неуправляемые коммуникации возникают там, где происходят сбои в организации управления и проявляются на всех уровнях тогда, когда искажается и нарушается информационная база коммуникаций. Самоуправляемые коммуникации представляют высшую степень организационного управления, когда происходит лишь их настройка руководителями. Но здесь могут возникать патологии, когда, например, организуются группки, которые используют свои возможности для воровства или для давления на руководство с целью обеспечения своего благополучия в ущерб общему делу. Неэффективные и патологические коммуникации — главная сфера возникновения проблем организационного управления.

Список литературы

1. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Организационная культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Раздел «Архитектоника коммуникаций в организационной культуре и деловое общение». С. 426-449.

2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Гл. 24. Коммуникативное пространство руководителя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 424-432.

3. Красовский Ю.Д. Консалт-диагностика управленческих отношений фирмы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Гл. 2. Персономный и групповой консалтинг. С. 47-65. Гл. 5. Системная диагностика конфликтных отношений. С. 103-124. Гл. 9. Вариативы организационных консалткоммуникаций. С. 188-201.

4. Красовский Ю.Д. Организационная диагностика социокультурных процессов в фирме. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Разделы: Диагностика социокультурной среды фирмы. С. 11-140. Диагностика социокультурных коллизий в компании. С. 141-256.

5. Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Гл. 4.3. Фасилитарная культура управления корпорацией. С. 273-281.

6. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Организационная культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Раздел Архитектоника коммуникаций в организационной культуре и деловое общение. С. 426-449.

7. Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001. С. 250-272.

8. Lasswell H.D. The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas; in L. Bryson (ed.). N.Y.: Harper and Brothers, 1948. P. 37-51.

9. Shannon C. The Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal. 1948. Vol. XXVII. # 3. P. 379-423 and 623-656 (July and October 1948).

10. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон; пер. с англ. М.: Изд. иностр. лит, 1963. 830 с.

11. Osgood Ch.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana, ILL: University of Illinois Press, 1957. 264 p.

12. Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication, popular taste and organized social action // The Communication of Ideas; in L. Bryson (ed.). N.-Y.: Harper and Brothers, 1948. P. 95-118.

Войти или Создать
* Забыли пароль?