сотрудник
Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России (кафедра кафедры общетехнических дисциплин, доцент)
Ревда, Свердловская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов в рамках отдельных (технических) дисциплин. Предлагается дескрипторное описание компетенций в дескрипторах: знать, уметь, владеть и метод взвешенных оценок для констатации уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов. Предлагаются и содержательно раскрываются уровни сформированности профессиональных компетенций. Приводится описание фонда оценочных средств. Описывается пошаговая методика применения метода взвешенных оценок для оценки уровня сформированнос- ти профессиональных компетенций студентов вузов в ходе изучения технических дисциплин, приводятся формы для описания результатов оценки в соответствии с разработанными дескрипторами. Описывается опыт применения метода взвешенных оценок при констатации уровня сформированности профессиональных компетенций студентов вузов при изучении дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации». Делается вывод об эффективности и объективности оценочных характеристик сформированности профессиональных компетенций студентов, полученных в результате применения метода взвешенных оценок.
профессиональная компетенция, уровень сформированности, дескриптор, метод взвешенных оценок, оценочные матрицы.
Введение в действие компетентностно ориентированных федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3, ФГОС-3+), а также возможный переход к стандартам четвертого поколения, также основанным на компетентностном подходе, актуализируют проблему констатации уровней сформированности профессиональных компетенций, заложенных во ФГОС, и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у обучаемых в результате прохождения отдельных дисциплин.
При этом под профессиональной компетенцией мы понимаем способность специалиста решать профессиональные задачи в определенных условиях, детерминированных областью его профессиональной деятельности [1, 4].
Актуальность оценки уровня сформированности профессиональных компетенций объясняется недостаточной разработанностью методики оценки и фондов оценочных средств. В настоящее время применяется традиционная методика оценки уровня сформированности знаний и умений студентов, который затем экстраполируется в определенный уровень сформированности профессиональной компетенции, который раскрывается спектром знаний, умений и навыков специалиста [3].
Учитывая необходимость оценки уровня сформированности профессиональных компетенций по отдельным учебным дисциплинам, на кафедре технологии машиностроения Российского государственного профессионально-педагогического университета проведен эксперимент по применению метода взвешенной оценки уровней сформированности профессиональных компетенций студентов по техническим дисциплинам. В ходе экспериментальной работы каждая профессиональная компетенция была раскрыта на уровне дескрипторов, которые определяют содержание подготовки по дисциплине, необходимое для формирования заданной профессиональное компетенции. Дескрипторное описание профессиональных компетенций было проведено в дескрипторах: знать, уметь, владеть.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Герасименко А.Ю., Штерензон В.А. К вопросу об экспертных обучающих системах // Новые информационные технологии в образовании: Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 213-215.
3. Мирошин Д.Г., Костина О.В. модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86-90.
4. Мирошин Д.Г. Дистанционное обучение студентов техническим дисциплинам с использованием мультимедийных средств // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 187-191.