ПРИНЦИП АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КООРДИНАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Архитектурная среда - пространство, включающее в себя архитектурные объекты (здания, сооружения), малые архитектурные формы, связующие элементы инфраструктуры между ними (проезды, тротуары, площади). Специалисты различных областей: градостроители, архитекторы, художники, реставраторы формируют свой собственный образ архитектурной среды. Но создание единой гармонии в разработке фасадных решений, элементов планировочной структуры, интеграции идей в существующую среду возможно при объединении интересов специалистов, компетентных в архитектурно-градостроительном развитии. В статье представлен материал о предлагаемом принципе архитектурно-градостроительного воспитания не только специалистов градостроительства и архитектуры, но и профессионалов смежных специальностей, совместная деятельность которых формирует архитектурную окружающую нас среду. Процесс воспитания формируется с помощью внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное, дополнительное образование и интеграции соучаствующего проектирования в образовательный процесс профильных архитектурно-строительных учебных заведений профессионального и дополнительного образования. Результат материала - разработка гипотетических моделей образовательного подхода. Сформирован контролирующий аппарат, отвечающий за реорганизацию образовательного процесса, состоящий из органов государственной и муниципальной власти. Представлена апробация на примере муниципального образования “город Людиново и Людиновский район” Калужской области. Город Людиново - малый город, численность населения которого составляет менее 40 тысяч человек.

Ключевые слова:
образовательный процесс, органы государственной власти, муниципальное образование “г. Людиново” Калужской области, принцип архитектурно-градостроительного воспитания, градостроительная политика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Целью настоящей статьи является выявление предпосылок, теоретического обоснования принципа архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой деятельности развития архитектурной среды.

Объектом исследования выступает образовательный процесс средних, средне-специальных и высших учебных заведений малых городов. Предметом исследования является архитектурно-градостроительное воспитание специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики [1].

Предпосылки возникновения принципа образовательного подхода

Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебные заведения

Один из исследователей Воронежского государственного архитектурно-строительного университета А. В. Анисимов настаивает на обучении основам архитектуры в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях, чтобы люди относились к работам архитекторов с большей осторожностью и вниманием, понимая, что первоначальные замыслы, идеи архитекторов-градостроителей, их произведения искусства очень легко сгубить, если необдуманно применять какие-либо усовершенствования, шаги по благоустройству или просто совершать по отношению к ним акты разрушения и вандализма [2, 3].

Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс

Перспективы развития городской среды, в том числе и архитектурной составляющей, требуют интеграции в архитектурно-градостроительную сферу такого понятия, как “соучаствующее проектирование” [4, 5].

Профессор Университета Северной Каролины - Генри Санофф дает следующее определение: “Соучаствующее проектирование” — это процесс проектирования с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта [6, 7, 8].

Основываясь на предпосылках совместного архитектурно-градостроительного проектирования, возможно попытаться интегрировать методику соучаствующего проектирования в образовательный процесс профильных архитектурно-строительных колледжей, академий, университетов.

 

Основная часть.

Теоретическое обоснование принципа образовательного подхода

Опираясь на рассмотренные предпосылки архитектурно-градостроительного воспитания специалистов предлагается два параллельных пути формирования данного процесса:

  • Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование;
  • Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений.

Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс

Доктор психологических наук, профессор ЮУГУ (г. Челябинск) Е.Л. Солдатова в одной из своих работ по особенностям восприятия информации в зависимости от возраста человека поясняет, что у обучающихся, не достигших 10 лет развиваются потребность в саморазвитии. Следовательно, автором предлагается название дисциплины: “красивый дом”, что в полной мере описывает суть учебной дисциплины. Дом – всеми нам понятное с раннего детства место пребывания, мы постепенно закладываем мысль у ребенка, что дом – место, которое нужно беречь, следить за чистотой.

В раннем дошкольном возрасте (3-5 лет) развивается мышление – наглядно-действенное на основе интенсивного развития восприятия, ассоциативное запоминание и воспроизведение. Развивающая деятельность: предметная и сюжетная игра. Предлагается воспитание в игровой манере, например: убрать из множества зеленых домиков все красные домики, тем самым мы даем понимание о сочетании и не сочетании цветовой гаммы.

Старший дошкольный возраст, по словам Е.Д. Солдатовой (5-7 лет) – это наглядно-образное мышление на основе интенсивного развития воображения, кроме того, формируются задатки отвлеченного, логического мышления. Память образная, непроизвольная – механическое запоминание и воспроизведение.

Для обучающихся, не достигших 15 лет (с 5 по 9 классы) автором предлагается следующее название дисциплины: “удобный город”, как отдельные разделы дисциплин: история архитектуры, художественная культура, обществознание (обществоведение), основы безопасности и жизнедеятельности и т.д., так и отдельная дисциплина.

Младший школьный возраст (с 7 до 10 лет) развиваются учебно-познавательные мотивы (познавательная потребность и потребность в саморазвитии). В младшем подростковом возрасте (с 10 до 13 лет) формируется потребность в самообразовании и самосовершенствовании. Подростковый возраст (с 13 до 15 лет) – активное, самостоятельное, творческое познание. Индивидуализация интеллектуально-эстетических увлечений. Предлагается акцент на вопросах: в городе должна быть больница. Пожарная часть, поликлиника, школа и т.д. [9].

 Автором настоящего исследования в рамках рассматриваемого вопроса о внедрении в образовательный процесс архитектурно-градостроительной дисциплины в общее (с 10 по 11 классы), профессиональное (профильные учебные заведения) и дополнительное образование (дополнительное – для взрослых, дополнительное профессиональное – для взрослых, имеющих диплом) предлагается создание дисциплины – “градостроительная политика”.

Выбор названия “градостроительная политика” обосновано тем, что в основу предложенного термина положены принципы соответствия функциональному процессу, художественному фактору и экономической составляющей формирования архитектурной среды [Ст. 48 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», 10].

Чтобы развивать грамотно-сформированную архитектурную среду, необходимо посвящать в подобный процесс особый круг специалистов.

Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в образовательный процесс должно затрагивать те направления, которые в комплексе путем грамотной коммуникации образуют процесс формирования комфортной архитектурной среды [11, 12].

В соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию предлагаются следующие специальности средне-специальных и высших учебных заведений: архитектура, градостроительство, реставрация, строительство, экономика, дизайн архитектурной среды, политология, девелопмент, государственное и муниципальное управление, искусствоведение.

Таблица 1

Табличное выражение внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование в соответствии с ОКСО в рамках архитектурно-градостроительного воспитания специалистов                                                          [ОК 009-2016. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию»]

Архитектурно-градостроительное воспитание специалистов различных областей.

1 ПУТЬ: Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное (в части) и дополнительное образование (в части)

Название предлагаемой дисциплины

Возраст (классы)

Наименование уровня общего образования

1

Красивый дом

до 6-7 лет

Дошкольное

2

7-10 лет (1-4 классы)

Начальное общее

3

Удобный город

11-15 лет (5-9 классы)

Основное общее

4

Градостроительная политика

16-18 лет (10-11 классы)

Среднее общее

Название предлагаемой дисциплины

Кодовое обозначение специальности или направления подготовки

Наименование специальности или направления подготовки

Раздел II. Специальности среднего профессионального образования

5

Градостроительная политика

07.02.01

Архитектура

6

08.02.01

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

7

08.02.02

Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

8

08.02.03

Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

9

08.02.04

Водоснабжение и водоотведение

10

08.02.11

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

11

38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

12

38.02.04

Коммерция (по отраслям)

13

54.02.04

Реставрация

Раздел III. Направления подготовки высшего образования - бакалавриата

14

Градостроительная политика

07.03.01

Архитектура

15

07.03.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

16

07.03.03

Дизайн архитектурной среды

17

07.03.04

Градостроительство

18

08.03.01

Строительство

19

38.03.01

Экономика

20

38.03.02

Менеджмент

21

38.03.04

Государственное и муниципальное управление

22

38.03.10

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

23

41.03.03

Политология

24

54.03.04

Реставрация

Раздел IV. Направления подготовки высшего образования - магистратуры

25

Градостроительная политика

07.04.01

Архитектура

26

07.04.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

27

07.04.03

Дизайн архитектурной среды

28

07.04.04

Градостроительство

29

08.04.01

Строительство

30

38.04.01

Экономика

31

38.04.02

Менеджмент

32

38.04.04

Государственное и муниципальное управление

33

38.04.10

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

34

41.04.03

Политология

35

54.04.04

Реставрация

Раздел V. Специальности высшего образования - специалитета

36

Градостроительная политика

08.05.01

Строительство уникальных зданий и сооружений

37

54.05.01

Монументально-декоративное искусство

Раздел VI. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

38

Градостроительная политика

07.06.01

Архитектура

39

08.06.01

Техника и технологии строительства

40

38.06.01

Экономика

41

50.06.01

Искусствоведение

Раздел VII. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре

42

Градостроительная политика

07.07.01

Архитектура

43

08.07.01

Техника и технологии строительства

44

38.07.01

Экономика

Раздел IX. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

45

Градостроительная политика

07.09.01

Архитектура

46

07.09.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

47

07.09.03

Дизайн архитектурной среды

48

07.09.04

Градостроительство

49

54.09.01

Монументально-декоративное мастерство

50

54.09.07

Искусство реставрации (по видам)

Дополнительные образовательные программы

51

Градостроительная политика

-

Дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023))

 

Предлагаемые выше дисциплины целесообразно оставить без какой-либо системы оценивания, так как цель внедрения подобных дисциплин – больше ознакомительная, чем учебная [13].

Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений

Второй путь архитектурно-градостроительного воспитания населения в целях создания комфортной архитектурной среды – интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений.

Развитие любого архитектурного или градостроительного проекта предполагает участие всех заинтересованных лиц, например жителей рассматриваемой территории, органов исполнительной власти, контролирующих территорию и обеспечивающих муниципальное управление в границах рассматриваемой территории.

Таблица 2

Табличное выражение интеграции соучаствующего проектирования в образовательный процесс в соответствии с ОКСО в рамках архитектурно-градостроительного воспитания специалистов [Ст. 10, 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Разделы 2-7, 9 ОК 009-2016. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию»]

Архитектурно-градостроительное воспитание специалистов различных областей.

2 ПУТЬ: интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс

(учебные практики)

Кодовое обозначение специальности или направления подготовки

Наименование специальности или направления подготовки

Раздел II. Специальности среднего профессионального образования

07.02.01

Архитектура

08.02.01

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

08.02.02

Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

08.02.03

Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

08.02.04

Водоснабжение и водоотведение

08.02.11

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.04

Коммерция (по отраслям)

54.02.04

Реставрация

Раздел III. Направления подготовки высшего образования - бакалавриата

07.03.01

Архитектура

07.03.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

07.03.03

Дизайн архитектурной среды

07.03.04

Градостроительство

08.03.01

Строительство

38.03.01

Экономика

38.03.02

Менеджмент

38.03.04

Государственное и муниципальное управление

38.03.10

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

41.03.03

Политология

54.03.04

Реставрация

Раздел IV. Направления подготовки высшего образования - магистратуры

07.04.01

Архитектура

07.04.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

07.04.03

Дизайн архитектурной среды

07.04.04

Градостроительство

08.04.01

Строительство

38.04.01

Экономика

38.04.02

Менеджмент

38.04.04

Государственное и муниципальное управление

38.04.10

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

41.04.03

Политология

54.04.04

Реставрация

Раздел V. Специальности высшего образования - специалитета

08.05.01

Строительство уникальных зданий и сооружений

54.05.01

Монументально-декоративное искусство

Раздел VI. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

07.06.01

Архитектура

08.06.01

Техника и технологии строительства

38.06.01

Экономика

50.06.01

Искусствоведение

Раздел VII. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре

07.07.01

Архитектура

08.07.01

Техника и технологии строительства

38.07.01

Экономика

Раздел IX. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

07.09.01

Архитектура

07.09.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

07.09.03

Дизайн архитектурной среды

07.09.04

Градостроительство

54.09.01

Монументально-декоративное мастерство

54.09.07

Искусство реставрации (по видам)

Дополнительные образовательные программы

-

Дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023))

 

 

Создание контролирующего и ответственного аппарата за реорганизацию образовательного процесса общего, профессионального и дополнительного образования

В рамках интеграции соучаствующего проектирования в архитектурно-градостроительное воспитание и внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс старших классов и высшего образования предлагается создать контролирующий и ответственный аппарат.

Вышеупомянутый аппарат должен отвечать за реорганизацию образовательного процесса профессионального и дополнительного образования. Аппарат может быть образован из органов исполнительной власти Российской Федерации федерального и регионального значений и муниципальных органов власти [14, 15].

Такими органами могут выступать министерства, департаменты, управления образования и науки рассматриваемого региона [Ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 31 Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»].

Разработка гипотетических моделей образовательного подхода на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области

На основе изученных предпосылок и теоретически обоснованного принципа архитектурно-градостроительного воспитания населения путем внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс и интеграции соучаствующего проектирования в образовательный процесс автором настоящего исследования разработаны гипотетические модели образовательного подхода.

Гипотетическая модель образовательного подхода через внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс (рис. 1) отражает формирование системы внедрения предметов различного названия и уровня материалов для обучения в соответствии с возрастом обучающегося. Данная система формируется органами государственной власти федерального значения, контролируется региональными органами власти в области образования и науки и исполняется муниципальными органами власти и образовательными учреждениями. На примере малого города Людиново Калужской области показана модель создания системы архитектурно-градостроительного воспитания в рамках конкретных дисциплин общего образования и направлений средне-специального и высшего образования под контролем аппарата государственной власти.

Рис. 1. Гипотетическая модель архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики в рамках формирования комфортной городской среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области. Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование

Гипотетическая модель образовательного подхода путем интеграции соучаствующего проектирования в учебный процесс (рис. 2) отражает формирование системы объединения учебных практик средне-специальных и высших учебных заведений определенного ряда специальностей с практикой разработки, согласования и строительства архитектурно-градостроительных проектов. Данная система также формируется органами государственной власти федерального значения, контролируется региональными органами власти в области образования и науки и исполняется муниципальными органами власти и образовательными учреждениями. На примере малого города Людиново Калужской области показана модель создания системы интеграции учебного времени в практическое поле реализации проектов под контролем аппарата органов власти.

Рис. 2. Гипотетическая модель архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики в рамках формирования комфортной городской среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области. Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс

 

Выводы

  1. Автором настоящего исследования выявлены предпосылки, теоретически обоснован принцип архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики.
  2. В материале представлены результаты в виде гипотетических моделей образовательного подхода через внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное, дополнительное образование и интеграцию соучаствующего проектирования в учебный процесс архитектурно-строительных учебных заведений в рамках формирования комфортной архитектурной среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области.
  3. Полученные результаты настоящего исследования представляют интерес в архитектурно-градостроительном сообществе. Архитектурно-градостроительное воспитание всех заинтересованных лиц – перспектива комфорта архитектурной среды.
Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. Офиц. сайт Администрации Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 23.05.2022).

2. Шемелина О.С., Ванина О.Е. Аспекты психологического восприятия современной городской среды // Ценности и смыслы. 2009. №1(1). С. 72-89.

3. Анисимов А.В. Архитектурное воспитание общества (Учить архитектуре!) // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2005. С. 268-271.

4. Абагеро Д.Д. Концепция соучаствующего проектирования Генри Саноффа // Вестник московского университета. сер. 18. социология и политология. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2021. Том 27. №1. С. 239-250.

5. Щербина Е.Ю., Клочкова Е.Р. Соучаствующее проектирование как инструмент развития городской среды // Управленческое консультирование. 2021. №7(151). С. 68-79.

6. Sanoff H. Democratic Design. Participation Case Studies in Urban and Small Town Environments. . New York, 2010. 161 p.

7. Снигирева Н., Смирнов Д. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Г. Санофф, пер. с англ. Вологда: Проектная группа 8, 2015. 170 с.

8. Верещагина Е.И. Соучаствующее проектирование: особенности подхода в России // Городские исследования и практики. 2021. Том 6. № 2. 19 с.

9. Солдатова Е.Л. Возрастно-психологические особенности восприятия как критерий эффективности массовой коммуникации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Южно-Уральский государственный университет. 2013. №1. С. 33-38.

10. Градостроительная политика [Электронный ресурс]. Офиц. сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. URL : https://stroi.mos.ru/ (дата обращения: 29.04.2022).

11. Баженова Е.С. Модернизация архитектурного образования // Аккредитация в образовании. 2014. №1(69). С. 35-37.

12. Жилкина Т.А. Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор социально-экономического развития общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Научно-исследовательский московский государственный строительный университет. 2019. С. 43-47.

13. Бугаев К.В. Системы оценивания успеваемости студентов: проблемы и перспективы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. 2017. №2. С. 107-113.

14. Полномочия Президента РФ и Правительства страны [Электронный ресурс]. Офиц. сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. URL : http://duma.gov.ru/news/57129/ (дата обращения: 17.01.2022).

15. Полномочия исполнительных органов государственной власти РФ [Электронный ресурс]. Офиц. сайт Правительства России. URL : http://government.ru/ (дата обращения: 20.01.2023).

16. Полномочия отдела образования администрации муниципального района “город Людиново и Людиновский район” [Электронный ресурс]. Офиц. сайт отдела образования администрации муниципального района “город Людиново и Людиновский район”. URL : http://40423s007.edusite.ru (дата обращения: 24.02.2023).


Войти или Создать
* Забыли пароль?