Актуальные вопросы учебно-профессиональной мотивации студентов вуза (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описан опыт реализации сплошного исследования учебно-профессиональной мотивации студентов на базе Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева. Автор рассматривает учебно-профессиональную мотивацию как предиктор личностных и карьерных перспектив и рассуждает о необходимости как широкого исследования мотивационного профиля личностей студентов вуза, так и внедрения полученных результатов в реальную образовательную практику посредством разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения личностного и профессионального самоопределения студентов, просветительской работы и консультативной деятельности психолога в поддержке течения возрастных личностных кризисов обучающихся. Результаты исследования, проведенного на выборке из 613 обучающихся в вузах, демонстрируют выраженную мотивационную яму в возрасте 20 лет, что позволяет предположить возможные причины резкого снижения учебно-профессиональной мотивации – недостаточность психолого-педагогической поддержки студентов в протекании кризиса юности (кризиса идентичности) или начало кризиса четверти жизни. Оба предположения демонстрируют острую необходимость психологической поддержки студентов вуза, включающую разработку и реализацию как программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся (в том числе кризисного), так и работу по методическому обогащению содержания дисциплин и воспитательных мероприятий в целях систематической реализации индивидуализации и дифференциации образовательного процесса

Ключевые слова:
учебно-профессиональная мотивация, высшее образование, педагогический вуз, психологическое сопровождение студентов, кризис четверти жизни
Список литературы

1. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: Настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования. 2010б. N 5(13).

2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. СПб., 2013. № 1. С. 35-45.

3. Грязнова Е.В., Жерихова Н.А. Проблема снижения социального статуса профессии педагога // Образование и проблемы развития общества. 2020. №3 (12).

4. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение студентов педагогического бакалавриата 1 года обучения как антропопрактика // Исследователь/Researcher. М., 2018. № 1-2 (21-22). С. 139-142.

5. Малкова Т.В., Баранов А.Ю. Актуальные вопросы самоуправляемого обучения // Modern Science. М., 2021. №. 2-1. С. 277-279.

6. Манузина Е.Б, Хорошилова М.В., Артемьева С.И. Уровень цифровой компетентности студентов как условие готовности будущих педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе //Научные разработки и исследования. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2022. № 1 (38). - С. 33-43. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48317171 (дата обращения: 10.01.2023)

7. Москвич Ю.Н, Викторук Е.Н., Ардюкова О.С., Довыденко Л.В. О доминирующих мотивациях успеха студентов гуманитарных и технических направлений подготовки // Москва, 2017. №11.

8. Мышковская А.И. Мотивация учебной деятельности студентов-бакалавров 1 курса педагогического вуза // Феномены и тенденции развития современной психологии в образовании: Материалы научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной Году науки в РФ (Красноярск, 1-31 мая 2021 года) / Красноярск, 2021. С. 49-51.

9. Мышковская А.И. Тьюториалы как средство индивидуального личностного и профессионального развития будущих педагогов // Психология и педагогика детства: о воспитании, воспитанности, воспитателях: сборник статей / Красноярск, 2022. С. 105-119.

10. Столбова Д. В. Феномен кризиса "четверти жизни" // Новые технологии в учебном процессе и производства: Материалы XVI межвузовской научно-технической конференции (Рязань, 17-19 апреля 2018 года). Рязань, 2018. С. 488-490.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования − бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 122.

12. Шакурова М.В. Обновление практик профессиональной ориентации: теоретико-методологический поиск // Известия ВГПУ. №4 (285). Воронеж, 2019. С. 7-10.

13. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. V. 49. P. 182-185. Washington, 2008b. DOIhttps://doi.org/10.1037/a0012801.

Войти или Создать
* Забыли пароль?