В статье обосновывается необходимость опережающего обучения родному языку учащихся начальных классов наци ональных школ. Это позволяет преодолеть трудности при овладении русским как языком обучения, способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию младших школьников, приобщает их к ценностям национальной культуры. Внимание уделяется особенностям организации процесса обучения родному языку в условиях естественного национально-русского двуязычия и полиэтнической среды.
поликультурное образование, задачи начальной школы, полиэтническая среда, национальное самосознание, этнокультура, культура речи
Совместное обучение учащихся разных национальностей – один из факторов сближения и единения народов Дагестана, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и других, проживающих на Северном Кавказе. Главная задача методистов и учителей Республики Дагестан – разработать научные основы преподавания родного языка, чтобы использовать их на практике в разных типах школ.
В национальных школах Дагестана у учащихся с первого же класса, а в отдельных случаях и до школы начинается процесс формирования национально-русского двуязычия. Однако в школах разных регионов и на разных ступенях обучения соотношение родного и русского языков различное. Поэтому каждый учитель должен осознавать, в какой школе он работает и какое место занимает в ней изучение языков.
Трудности при освоении русского языка учащимися национальных школ
Учащиеся национальных школ часто не имеют достаточной лексической подготовки по русскому языку – языку обучения. Фактически до овладения грамотой им нужно научиться понимать обращенную к ним русскую речь, правильно произносить все усваиваемые слова. У учащихся, слабо владеющих языком обучения, медленнее и хуже протекают процессы:
- накопления знаний;
- развития мышления;
- расширения кругозора;
- приобретения эрудиции.
Зачастую такие учащиеся запоминают понятия, не осознавая их сущности. Недостаточный запас слов, слабо развитая внутренняя речь препятствуют овладению такими умственными операциями, как анализ, синтез, обобщение.
Что касается родного языка, то к этому времени учащиеся, как правило, достаточно хорошо владеют устной речью. На основе этого и строится процесс их обучения грамоте, чтению и письму.
1. Асадулаева Ф.Р. Обучение родным языкам в школах с многонациональным составом учащихся - один из путей поликультурного образования. - Махачкала - Пятигорск, 2000.
2. Асадулаева Ф.Р. Организация обучения родному языку в городских школах со смешанным национальным составом учащихся. - Махачкала, 1995.
3. Асадулаева Ф.Р. Приобщение детей к национальным истокам в межнациональных семьях. - Карачаевск, 1996.
4. Асадулаева Ф.Р. Приобщение современных школьников к национальной культуре средствами родного языка в процессе обучения и воспитания. - Махачкала, 2008.
5. Гарунов Э.Г., Асадулаева Ф.Р. Обучение родным языкам в начальных классах с многонациональным составом учащихся. - Махачкала, 1998.
6. Дмитриев Н.К., Чистяков В.М., Бакеева З.Н. Очерки по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе. - М.: Учпедгиз, 1952. - 161 с.
7. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей /К.Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. - В 2 т. - Т. 2. - М.: Гос. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954.
8. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974.
9. Экба Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной школе: пособ. для учителя. - СПб.: Просвещение, 1993.