В статье обсуждаются образовательные возможности, которые предоставляет использование регионального содержания при изучении российскими младшими школьниками иностранного языка. Особое внимание уделено содержанию учебников иностранного языка, отвечающему задачам реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, региональное содержание, средства обучения, учебники иностранного языка
Проблема использования регионального содержания при обучении учащихся младших классов иностранному языку, на наш взгляд, весьма актуальна для современной российской начальной школы. Попытаемся ответить на следующие вопросы: что такое региональное образование, нашедшее отражение в реформируемом российском образовании? Что предусматривает региональное содержание при обучении младших школьников иностранному языку? Есть ли необходимость в региональных учебниках иностранного языка для начальной школы?
Понятием «регион», используемым в разных научных областях (политология, социология, экономика, география и пр.), определяется крупная территориальная единица, такая как страна или ее часть – область, край.
В свою очередь, содержание термина «региональное образование» предполагает удовлетворение личных потребностей граждан региона в образовании, которое осуществляется через систему его образовательных учреждений.
Роль регионального содержания в иноязычном образовании
Как известно, региональным образованием предусматривается изучение в ходе преподавания учебных предметов своего региона, усвоение местного социокультурного опыта. Традиционно региональное содержание включает жизненно-практические знания, умения и навыки, которые
способствуют формированию личностного опыта учащегося, его успешной адаптации к местным природным и социокультурным условиям.
Региональное содержание в иноязычном образовании мы понимаем не в узком его значении – как возможность изучения иностранного языка в регионе, но как возможность:
- выделять ценностные ориентиры региональной культуры для предметной области;
- выявлять ориентации для личностной самореализации учащегося;
- воспитывать гражданственные качества;
- формировать современный уровень знаний о культурном многообразии России, идентичности местных культур.
Предпосылки успешного использования регионального содержания при обучении определяются осознанием детьми того, что местная культура – это ценность, а процесс накопления, хранения и трансляции материальных и духовных ценностей есть неотъемлемая часть жизнедеятельности людей.
1. Гальскова Н.Д., Дёмина М.Г., Манукян К.М. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки //Иностранные языки в школе - 2012. - № 5. - С. 2-12.
2. Горлова Н.А. Обучение иностранным языкам младших школьников: проблемы и пути их решения //Начальное образование. - 2012. - № 1. - С. 6-12.
3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Обучение культуре и культура обучения языку // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 12-15.
4. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. - В 2 ч. Ч.2. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 352 с.
5. Остапенко К.К. Организация начального обучения английскому языку учащихся общеобразовательной школы на сюжетной основе [Электронный ресурс] /автореф. дисс. … канд. пед. наук [СПб., 2003]. - URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-nachalnogo-obucheniya-angliiskomu-yazyku-uchashchikhsya-obshche-obrazovatelnoi-#ixzz2NrppTBvp (дата обращения: 16.07.2013).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11. 2010 г.).
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособ. для студ. пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.