г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность. Работники социальной сферы выполняют наиболее общественно важную и постоянно востребованную работу: несут личную ответственность за жизнь и здоровье людей, образование детей, культурное просвещение, содействие нуждающимся гражданам. Развитие человеческого потенциала — ключевой показатель социальной политики институтов государства на федеральном и региональном уровне. Объект. Система здравоохранения как объект социальной политики в развитии человеческого потенциала. Предмет. Специфика регионов и региональные особенности качества жизни. Здоровье населения как один из важнейших индикаторов качества жизни и развития человеческого потенциала. Региональные системы здравоохранения. Региональные программы развития здравоохранения и «дорожные карты» его совершенствования и оптимизации. «Дорожная карта» как экономическая категория, отражающая совокупность отношений в социальной сфере по поводу оказания государственных и муниципальных услуг на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Цель. Формирование эффективно действующей системы здравоохранения в социальном, экономическом и организационно-практическом аспекте функционирования. Теоретический анализ «Дорожные карты» рассчитаны на временной лаг пяти лет. За этот период должен быть обеспечен переход на систему финансового планирования и оплаты медицинской помощи по единой системе клинико-статистических групп, что позволит отказаться от стандартов медицинской помощи. При этом полностью исключены старые формы оплаты по валовым показателям — койко-дню и посещению, приводившие к неэффективным расходам на систему здравоохранения. На федеральном уровне разработано двенадцать государственных программ под общим названием «Новое качество жизни». Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи включает ряд условий модернизации: норматив объема медицинской помощи в стационаре рассчитывается на основе одного случая госпитализации; введение в оборот усредненного показателя норматива объема медицинской реабилитации по базовой программе ОМС; планируется поступательное снижение расходов на оказание медицинской помощи в условиях стационара с увеличением доли расходов на оказание медицинской помощи вне медицинских учреждений; разработка форм, методов, методик государственного контроля качества оказываемых услуг; разработка механизма и форм осуществления общественного контроля; введение института общественного контроля, выражающегося в учете мнения пациентов о работе соответствующих учреждений; включение в методологию оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным стандартам качества в разрезе каждого региона; установление заработной платы среднего младшего медицинского персонала на уровне среднего уровня оплаты труда по соответствующему региону; повышение заработной платы работников с высшим образованием к 2018 г. до двукратного размера средней зарплаты по субъекту Российской Федерации.
система здравоохранения, социальная, политика, человеческий потенциал, дорожные карты, социальная сфера.
1. Активизация социальной политики
В 2012 г. Президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации были обозначены ключевые направления новых преобразований социальной сферы страны. Поступательное развитие в этом направлении происходило и раньше, в то же время принятие указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. придало новый импульс развитию страны и ориентиры дальнейших преобразований. При этом были обозначены конкретные показатели, которые должны использоваться как базовые при разработке проектов документов по реализации указов [Яковлев, 2013, 17, с. 84–92].
Впервые в новейшей истории во главу угла поставлен человеческий потенциал [Мищук, Аносова, 2014, 11]. Работники социальной сферы выполняют наиболее общественно важную и постоянно востребованную работу: несут личную ответственность за жизнь и здоровье людей, образование детей, культурное просвещение, содействие нуждающимся гражданам. Однако только сейчас, после 20 лет реформ, государство вышло на уровень своих возможностей, ресурсов бюджета, чтобы начать двигаться к повышению качества жизни работников социальной сферы, что должно повлечь за собой повышение качества оказываемых ими государственных и муниципальных услуг [Бобков, Волгин, Курильченко, 2014, 8, с. 29–35].
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
2. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р (ред. от 31.10.2013) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р (ред. от 31.10.2013) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».
5. Данные Росстата Интернет-ресурс: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4.html.
6. Данные Росстата Интернет-ресурс: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4.html.
7. Данные Интернет-ресурса Минздрава России: www.rosminzdrav.ru.
8. Бобков В.Н., Волгин Н.А., Курильченко Е.И. Повышение минимальных гарантий по оплате труда - задача реальная // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 2. с. 29-35.
9. Яковлев Р.А. Неустойчивая занятость и регулирование минимальной заработной платы // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 4.
10. Бобков В.Н. Модель «Благосостояние» для оценки и прогноза качества и уровня жизни населения региона // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 1. С. 104-110.
11. Мищук С.Н., Аносова С.В. Здравоохранение как фактор формирования и развития человеческого капитала региона // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 4.
12. Бобков В.Н. Методологические подходы к разработке системы социальной стандартизации и опыт ее реализации в Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 4 (182). С. 3-6.
13. Колот А.М. Трансформация института занятости как составляющая глобальных изменений в социально-трудовой сфере: феномен прекаризации // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 11 (189). С. 93-101.
14. Колот А.М. Наука о труде и социально-трудовых отношениях: вызовы. и доминанты теоретико-методологического обновления // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 6 (184). С. 38-49.
15. Колосова Р.П., Бобков В.Н. Современные подходы к экономике труда // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 6 (184). С. 25-37.
16. Жарова Н.В. Сравнительный анализ систем оплаты труда в бюджетном секторе экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 7 (185). С. 81-90.
17. Яковлев Р.А. Реформирование оплаты труда в бюджетных учреждениях Российской Федерации (основные этапы) // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 11 (189). С. 84-92.