Физическая культура (ФК) является одним из факторов, обеспечивающих формирование социального и человеческого капитала, соответствующего достижению перспективных задач российского государства. Полученные результаты могут иметь серьезное практическое значение: они показывают, на какие показатели можно опираться при проведении модернизации реформ по физической культуре в образовании.
социальный, человеческий капитал, спортивно-массовая работа, физическая культура.
Идея гармонии души, тела и сознания человека присутствовала на протяжении многовековой истории человечества. Но именно сегодня она приобретает особую ценность, поскольку в реальной жизни каждого гражданина, коллектива и общества имеется определенный кризис: духовный, нравственный, телесный, социальный, который не позволяет достигнуть состояния гармонии в жизни.
Кризис обусловил необходимость коренной модернизации модели развития, связанной не только с улучшением материального благосостояния, но и морального и нравственного климата в обществе. Выход из сложившейся ситуации может быть в социально ориентированном, комплексном подходе формирования социального, человеческого капитала, соответствующего достижению перспективных задач Российского государства.
Физическая культура (ФК) может быть одним из таких факторов, обеспечивающих формирование социального и человеческого капитала, гармонизацию социума, общества, здоровье человека, в целом жизни населения [3; 6].
Степень научной разработанности проблемы. Долгое время классическая философия относилась к физической культуре, играм, спорту очень настороженно, считая их несущественными моментами бытия. Как свидетельствуют многочисленные исследования, социально востребованная роль физической культуры в жизни современного человека и общества в целом не нашла еще адекватного отражения в сознании как рядовых граждан РФ, так и функционеров в области управления физической культурой и спортом (ФКиС). В значительной мере это относится и к коллективу студентов и сотрудников МГУТУ, о чем, в частности, свидетельствует анкетный опрос и то, что в общественном сознании студентов и сотрудников университета отношение к физической культуре связывается преимущественно с фанатами футбола, хоккея и т.п. Главная проблема для населения нашей страны состоит в том, что при эйфории от успехов в большом спорте, в физической культуре на бытовом уровне значительное число взрослых людей не усматривают объективной необходимости.
1. Баранов В.А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2010.
2. Колокатова Л.Ф., Петухова Т.А., Чубаров М.М. Сбалансированная система показателей в организации физического воспитания студентов. Пенза: ПГУАиС, 2006.
3. Колокатова Л.Ф. Развитие инновационно-образовательного процесса в системе вуза: Монография. Ламберт, 2012.
4. Постановление Правительства РФ № 7 от 11 января 2006 г. «О Федеральной целевой программе “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы”». URL: http://www.businesspravo.ru/
5. Чубаров М.М., Егоров А.Б. Фундаментализация образования по физической культуре и спорту - социальный капитал общества // Омский научный вестник. 2014. № 1.
6. Чубаров М.М., Колокатова Л.Ф. Физическое воспитание: личностно ориентированная модель // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 46-47.