В данной статье рассматриваются факторы доступности высшего образования в России. Изучая проблему доступности высшего образования в российском обществе, были выявлены два основных критерия, играющих важную роль при поступлении в высшее учебное заведение: социокультурный капитал индивида и социально-экономический потенциал его семьи. Также доступность высшего образования заключается не только в том, чтобы поступить в вуз, но и в том, чтобы иметь возможность пройти весь период обучения. Основными сложностями, препятствующими завершению образования, являются сложности в освоении учебного материала и адаптация к учебным нагрузкам, т.е. причины, связанные с культурным капиталом семьи.
высшее образование, доступность высшего образования, доступность, факторы доступности, экономический потенциал, культурный капитал, социальный капитал.
Состояние и перспективы высшего образования привлекают большое внимание и специалистов в этой области, и граждан нашей страны. Здесь происходят, возможно, значительные социальные, институциональные изменения. С одной стороны, количественные показатели развития профессионального образования в России свидетельствуют о повышении его доступности. Данные государственной статистики о численности выпускников 11-го класса и приеме в вузы в последние годы сближаются. С другой стороны, в связи с ростом расходов населения на подготовку для поступления в вуз на бюджет и развитие платных форм получения образования можно предположить, что экономические преграды на пути к получению высшего образования выросли, и, тем не менее, несмотря на увеличение общих показателей приема в вузы, снизилась их доступность для ряда социально уязвимых групп, прежде всего, детей из семей с низкими доходами и многодетных семей.
При изучении проблемы доступности высшего образования в российском обществе были выявлены два основных критерия, играющих важную роль при поступлении в высшее учебное заведение: социокультурный капитал индивида и социально-экономический потенциал его семьи.
1. Бурдье П. Формы капитала / Пер. М.С. Добряковой. Научное редактирование - В.В. Радаев // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601 (дата обращения 04.09.2014 г.).
2. Белошапко Е. Высшее образование в России: доступность, платность, бесплатность. URL: http://www.veorus.ru/EGR%20contest_2013/Beloshapko%20E.A.-EGR-2013.pdf (дата обращения 08.09.2014 г.).
3. Вознесенская Е.Д. Доступность образования как социальная проблема (дифференциация доступа к высшему образованию и отношение к ней населения) / Отв. ред. С.В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.
4. Макарова М.Н. Абитуриенты в условиях применения ЕГЭ // Социс. 2011. № 2. С. 93-98.
5. Сухочев В.И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. 2009. № 9. С. 8-16.
6. Шишкин С.В. Доступность высшего образования для населения России: что показывают результаты исследований // Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С.В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.