Россия
В статье подчеркнута важность дифференцированного подхода к управлению удовлетворенностью трудом в динамичных социально-экономических условиях с учетом социальной структуры персонала. Показана важность своевременных управленческих решений по изменению мотивационных политик в целях сохранения основного персонала для достижения целей бизнеса и поддержания стабильной эффективности сотрудников. Подчеркнуто, что социальная структура персонала постоянно претерпевает изменения и требуется периодическое измерение ее характеристик с целью установления целесообразности усилий менеджмента для поддержания социального и финансового благополучия персонала и приверженности компании в течение трудовой деятельности на предприятиях крупного бизнеса. Установлено, что мониторинг самооценки персоналом факторов удовлетворенности трудом выступает действенным инструментом, подчеркивающим заинтереcованность менеджмента в мнении сотрудников. Методология опроса и результаты углубленного анализа данных могут предоставлять актуальную информацию для принятия точечных управленческих решений. В качестве примера приведены результаты исследования общего уровня удовлетворенности факторами труда персонала двух предприятий крупного бизнеса и их дифференциация в зависимости от пола, возраста, стажа и образования, указывающие на целесообразность введения различий в управлении удовлетворенностью трудом. Показано, что эффективность управления удовлетворенностью трудом зависит прежде всего от своевременной оценки и выделения мотивационных факторов неблагополучия и факторов роста в разрезе социальной структуры персонала и на их основе формирования адресного подхода к мотивации. Основной проблемой в этом отношении являются недооценка менеджментом компании влияния возраста, пола, стажа и образования на уровень удовлетворенности трудом; усредненная оценка всех факторов удовлетворенности трудом и игнорирование реальных проблемных зон и субъективной значимости для сотрудников отдельных факторов удовлетворенности трудом, в том числе, в разрезе социальной структуры персонала; ориентация на приглашенных многофункциональных сотрудников, а не раскрытие потенциала работающих квалифицированных работников.
человеческий капитал, HR-стратегии, социальная структура персонала, мониторинг удовлетворенности трудом, диф-ференцированный подход к мотивации сотрудников, раскрытие потенциала
1. Барышева А.В., Киктева Е.А. Мотивация. - СПб.: Изд-во «Питер», 2014. - 206 с.
2. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 149 с.
3. Гриненко С.В., Задорожная Е.К., Найденко И.С. Императивы гендерного равенства в воспроизводстве человеческого капитала на региональном уровне // TERRA ECONOMICUS. - 2017. - Т. 15. - № 4. - C. 70.
4. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики [Электронный ресурс] // Организационная психология. - 2012. - №3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-diagnostika-udovletvorennosti-trudom-razrabotka-i-aprobatsiya-metodiki - (дата обращения: 24.01.2018).
5. Мальцева И.О. Гендерные различия в профессиональной мобильности и сегрегации на рынке труда: опыт российской экономики. - М.: EERC, 2005.
6. Мисюрина А.Ш. Основные факторы удовлетворенности трудом на крупном предприятии // Университет им. И.В. Вернадского. - 2011. - №4. (35). - С. 283-291.
7. Mirapolis НСМ Как меняется подход к управлению человеческими ресурсами https://www.mirapolis.ru/blog/14-hr-trendov-v-upravlenii-personalom/ (дата обращения: 20.12.2021)
8. Митрофанова А.Е., Манвелян Г.А. Мотивация и стимулирование как основной инструмент удержания персонала в организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2021. - Т. 10. - № 1. - С. 24-29 DOI: https://doi.org/10.12737/2305-7807-2021-10-1-24-29
9. Пономарева О.Я., Зверева С.Ф., Карпова Н.И. Управление удовлетворенностью трудом сотрудников посредством гибкой системы стимулирования // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2018. - № 10. - С. 56-63/
10. Пономарева О.Я., Никитина О.Ю. Инструменты настройки системы мотивации труда персонала: обзор исследований российских ученых и практиков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2021. - №1. - С. 41-53. DOI:https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-1-41.
11. Скрипченко Л.С. Управление удовлетворённостью трудом персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2020. - Т. 9. - № 5. - С. 33-37. DOI: https://doi.org/10.12737/2305-7807-2020-33-37
12. Соколов Д.Н., Завяьялова Е.К. Интеграция стратегических ресурсов организации в условиях новой экономики: концептуальная модель // Вестник СПбГУ. Менеджмент. - 2018. - Т. 17. - Вып. 1. - С. 46-68 https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2018.103
13. Турабаева Ф.М., Бакшеев С.Л. Удовлетворенность трудом - как фактор стабильности персонала [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - № 3 - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14327 (дата обращения: 24.01.2018).
14. Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Антология организационной психологии. - 2005. - С. 124-138.
15. Brief, A.P., & Barsky, A. (2000). Establishing a climate for diversity: The inhibition of prejudiced reactions in the workplace. Research in Personnel and Human Resources Management, 19, 91-129.
16. Channar, Z.A., Abbassi, Z., & Ujan, I.A. (2011). Gender discrimination in workforce and its impact on the employees. Pakistan Journal of Commerce and Social Sciences, 5(1), 177-191.
17. Card, D., Mas, A., Moretti, E., & Saez, E. (2012). Inequality at work: The effect of peer salaries on job satisfaction. The American Economic Review, 102(6), 2981-3003.
18. Eagly, A.H., & Carli, L.L. (2007). Through the labyrinth: The truth about how women become leaders. Boston, MA: Harvard Business School Publishing.
19. Fedorova, A. & Ponomareva, O., (2017) «Developing University HR Potential as the Basis for its Intellectual Capital», Proceedings of the European conference on intellectual capital (ecic 2017). Lopes, IT. & Serrasqueiro, R. (ред.). Academic Conferences and Publishing International Limited, Том 2017-April. pp. 97-105.
20. Gordon, V., Osgood, J.L., & Phillips, J. (2010). Municipal clerks: Examining a model of job satisfaction. Public Personnel Management, 39(4), 327-352.
21. Kim, S. (2002). Participative management and job satisfaction: Lessons for management leadership. Public Administration Review, 62(2), 231-241
22. Lee, Y.J., & Wilkins, V.M. (2011). More similarities or more differences? Comparing public and nonprofit managers’ job motivations. Public Administration Review, 71(1), 45-56.
23. Menon N.Z.,Gena L.K. (2017) Gender Inequality, Gob Satisfaction and Gob Motivation: Evidence from Indian Female Employees//Management and Labor Studies 42(3) 1-22.
24. Powell, GN & Graves, LM 2003, Women and Men in Management, 3rd ed., Thousand Oaks, CA, 288 p.].
25. Sowmya, K.R., & Panchanatham, N. (2011). Factors influencing job satisfaction of banking sector employees in Chennai, India. Journal of Law and Conflict Resolution, 3(5), 76-79.
26. Stedham, Y., Yamamura, J.H., Taylor, D., & Nelson, M. (2002). Organizational factors and dimensions of satisfaction: A comparative study of accountants in Australia and the US. Australian Accounting Review, 12(28), 32-40.
27. Togia, A., Koustelios, A., & Tsigilis, N. (2004). Job satisfaction among Greek academic librarians. Library & Information Science Research, 26(3), 373-383.