сотрудник
Тула, Тульская область, Россия
Работа посвящена созданию методов оценки экономической эффективности образовательной деятельности вузов и реализуемых образовательных программ. Показано, что маржинальный анализ позволяет оценить экономическую эффективность образовательной деятельности подразделений вуза и реализуемых образовательных программ. Дана методика выявления неэффективных и убыточных подразделений и программ. На основании результатов этой оценки необходимы меры по реорганизации неэффективно действующих подразделений, совершенствование или закрытие неэффективных и убыточных образовательных программ. Реализация этих мер может позволить удвоить уровень оплаты труда преподавателей вузов.
кономическая эффективность, маржинальный анализ,узкие места, кафедры, программы.
Введение
В государственном секторе экономики России произошла трансформация, которая стала результатом изменения организационно-правовых форм государственных и муниципальных учреждений. Большинство учреждений, в том числе государственные вузы страны, перешли на принципиально новый уровень условий хозяйствования, приближенный к условиям хозяйствования фирм (коммерческих организаций). Однако многие вузы до настоящего времени не смогли освоить обеспечивающие устойчивое развитие современные стратегии, методы, используемые фирмами (коммерческими организациями) для управления ресурсами. Многие руководители высшего и среднего звена вузов пока не обладают необходимым для этого экономическим мышлением и пока не смогли освоить экономические методы управления. Экономисты развитых стран интенсивно разрабатывают подходы, методологию и методы экономического управления вузами [1–6]. Необходимо разработать подходы, методологию и методы экономического управления вузами в современных российских условиях.
1. Belfield Clive R. Economic Principles for Education: Theory and Evidence. Edward Elgar Pub, 2003.
2. Checchi D. The Economics of Education: Human Capital, Family Background. Cambridge University Press, 2008.
3. Economics of Education. Ed. by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. Elsevier, 2010.
4. Paul J.-J., Borderie R.L. Economie de l’éducation. Armand Colin, 2006.
5. Sheehan J. The Economics of Education. Routledge Chapman & Hall, 2012.
6. The Finance of Higher Education: Theory, Research, Policy, and Practice. Edited by Michael B. Paulsen and John C. Smart. Agathon Press, 2002.
7. Басовский Л.Е., Панин В.А. Экономика образования. М.: ИНФРА-М, 2014.
8. Басовский Л.Е., Панин В.А. Новые формы учреждений как средство трансформации государственного сектора России // Экономика. 2013. V. 1. I. 2. C. 11-17. DOI:https://doi.org/10.12737/583
9. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е. Экономика образования: актуальные проблемы // Экономика. 2014. V. 2. I. 4. C. 33-42. DOI:https://doi.org/10.12737/5450
10. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press, 1990.
11. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2010.
12. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. М.: ИНФРА-М, 2014.