Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье раскрыты роль и место консультанта в образовательном процессе, роль образовательного консалтинга в модернизации российского образования.
образовательный консалтинг, внутренний и внешний консультант, консалтинговая служба в образовательном учреждении, повышения качества консультационных услуг, оказываемых в образовании, основные функции, выполняемые консультантами в консалтинговом процессе, определение вызовов, предъявляемых к данным специалистам.
Система образования переживает сложный этап реформирования, ей приходится сталкиваться с рядом серьезных вызовов:
- в российских образовательных учреждениях продолжается процесс гуманизации и демократизации, предполагающий обращенность школы к ученику, широкую свободу выбора для учащихся и учителей, вариативность и профильность;
- обновляются учебные планы и программы;
- обозначилась тенденция определенной стандартизации, направленной на сохранение единого образовательного пространства в стране и обеспечение высокого качества образования;
- вводятся государственные образовательные стандарты;
- идет поиск новых подходов и технологий осуществления учебно-воспитательного процесса;
- широко распространяются тестовые методы оценки подготовки выпускников образовательных учреждений, включая проведение единого государственного экзамена;
- составляются рейтинги образовательных учреждений различных типов и видов;
- идет поиск и разработка независимой системы оценки качества обучения и воспитания учащихся;
- в управлении образовательными учреждениями активное участие принимают общественные организации.
Вместе с тем государственная система образования сокращается, что приводит в движение процессы рыночной либерализации, получающие неоднозначную оценку как в педагогических коллективах, так и в обществе. Хозяйственно-экономическая самостоятельность, полученная образовательными учреждениями, поставила перед их руководителями много новых проблем, с которыми учреждения социальной сферы ранее не сталкивались. Усложнился процесс планирования и управления в сфере образования.
1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. М., 1999.
2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: пер. слит. М., 2000.
3. Липпит Г., Липпит Р. Консалтинговый процесс в действии / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. С. 70-78.
4. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.
5. Саханский Н.Б. Основные виды консультационной деятельности в сфере образования. С. 202-222.
6. Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография / Под ред. Т.А. Жалагиной, Л.Ж. Каравановой, Е.Д. Короткиной. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. 292 с.
7. Саханский Н.Б. Основные функции консультанта в консалтинговом процессе. Материалы международной научно-практической конференции «Россия и мир: развитие цивилизации» 27 марта 2014 г. «Институт мировых цивилизаций». М.: ИМЦ, 2014.
8. Саханский Н.Б. Консультирование как область педагогической деятельности // Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика». 2013. № 2.
9. Benz Е., Rueckriem N. (Hrsg.). Der Lehrer als Berater. Heidelberg, 1978.