РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыты роль и место консультанта в образовательном процессе, роль образовательного консалтинга в модернизации российского образования.

Ключевые слова:
образовательный консалтинг, внутренний и внешний консультант, консалтинговая служба в образовательном учреждении, повышения качества консультационных услуг, оказываемых в образовании, основные функции, выполняемые консультантами в консалтинговом процессе, определение вызовов, предъявляемых к данным специалистам.
Текст

Система образования переживает сложный этап реформирования, ей приходится сталкиваться с рядом серьезных вызовов:

  • в российских образовательных учреждениях продолжается процесс гуманизации и демократизации, предполагающий обращенность школы к ученику, широкую свободу выбора для учащихся и учителей, вариативность и профильность;
  • обновляются учебные планы и программы;
  • обозначилась тенденция определенной стандартизации, направленной на сохранение единого образовательного пространства в стране и обеспечение высокого качества образования;
  • вводятся государственные образовательные стандарты;
  • идет поиск новых подходов и технологий осуществления учебно-воспитательного процесса;
  • широко распространяются тестовые методы оценки подготовки выпускников образовательных учреждений, включая проведение единого государственного экзамена;
  • составляются рейтинги образовательных учреждений различных типов и видов;
  • идет поиск и разработка независимой системы оценки качества обучения и воспитания учащихся;
  • в управлении образовательными учреждениями активное участие принимают общественные организации.

Вместе с тем государственная система образования сокращается, что приводит в движение процессы рыночной либерализации, получающие неоднозначную оценку как в педагогических коллективах, так и в обществе. Хозяйственно-экономическая самостоятельность, полученная образовательными учреждениями, поставила перед их руководителями много новых проблем, с которыми учреждения социальной сферы ранее не сталкивались. Усложнился процесс планирования и управления в сфере образования.

Список литературы

1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. М., 1999.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: пер. слит. М., 2000.

3. Липпит Г., Липпит Р. Консалтинговый процесс в действии / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. С. 70-78.

4. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.

5. Саханский Н.Б. Основные виды консультационной деятельности в сфере образования. С. 202-222.

6. Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография / Под ред. Т.А. Жалагиной, Л.Ж. Каравановой, Е.Д. Короткиной. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. 292 с.

7. Саханский Н.Б. Основные функции консультанта в консалтинговом процессе. Материалы международной научно-практической конференции «Россия и мир: развитие цивилизации» 27 марта 2014 г. «Институт мировых цивилизаций». М.: ИМЦ, 2014.

8. Саханский Н.Б. Консультирование как область педагогической деятельности // Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика». 2013. № 2.

9. Benz Е., Rueckriem N. (Hrsg.). Der Lehrer als Berater. Heidelberg, 1978.

Войти или Создать
* Забыли пароль?