Россия
Россия
УДК 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
Введение. Активный поиск новых форм и средств обучения, обогащающих процесс преподавания и повышающих качество учебной деятельности, привел к обновлению арсенала методического инструментария в методике русского языка. Ориентация на развитие коммуникативной компетенции обучающихся, опора на системно-деятельностный, личностно ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы, активное использование в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению инновационных форм и методов коммуникативного обучения русскому языку. В данном контексте важным и актуальным методическим инструментом стала виртуальная экскурсия. Цель данного методического исследования – выявление образовательного потенциала виртуальной экскурсии в процессе коммуникативного обучения русскому языку. Методы: анализ, обобщение, моделирование. Результаты. Проанализировано становление понятия виртуальная экскурсия в научно-методической литературе, специфика его использования в методике обучения русскому языку как иностранному и как родному. Показан методический потенциал виртуальных экскурсий, в процесс использования которых могут быть интегрированы современные образовательные технологии (проектно-исследовательская и технология глобальной симуляции). Описан лингводидактический потенциал виртуальных экскурсий для интеллектуального, коммуникативного и культурологического развития обучающихся. На¬уч¬ная но¬виз¬на. Виртуальная экскурсия представлена как инновационная форма коммуникативного обучения русскому языку, как современный обучающий метод и как инновационный формат современного урока русского языка. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике коммуникативного обучения русскому языку как родному и как иностранному. Ключевые слова: коммуникативное обучение русскому языку, виртуальная экскурсия, форма обучения, обучающий метод, формат современного урока русского языка.
коммуникативное обучение русскому языку, виртуальная экскурсия, форма обучения, обучающий метод, формат современного урока русского языка
1. Аду С.С., Козловская Е.С. Элементы виртуальных экскурсий как способ социокультурной адаптации иностранных учащихся на разных этапах изучения русского языка как иностранного в ситуации онлайн-обучения // Современное педагогическое образование. 2020. № 11.C. 129-132.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448с.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 496с.
4. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку. Автореферат диссертации … доктора педагогических наук. М., 2008 (1). 45 с.
5. Богомолов А.Н. Виртуальная языковая среда обучения русскому языку как иностранному (лингвокультурологический аспект). М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Центр международного образования. Москва: МАКС Пресс, 2008 (2). 319 с.
6. Бокатина Ю.И. Виртуальная экскурсия как форма интерактивного обучения русскому языку как иностранному // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 22.
7. Герд В.А. Экскурсионное дело. М.: Прогресс, 2009. 340 с.
8. Гончарова Л. М. И все-таки они существуют: коммуникация и культура как ценности современного мира // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. №. 3. С. 5-9. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-3-5-9 (дата обращения: 20.07.2023).
9. Горина С.Г., Сорочкина Е.М. Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе // Наука и перспективы. 2018. № 1. С. 53-57.
10. Дейкина А.Д. и др. Русский язык. Учебник. 5-9 классы. Отдельно для каждого класса - в 2 частях. М.: Просвещение, 2021.
11. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Урок развития речи в VII классе «Русская Робиндзонада: виртуальное путешествие по России» // Русский язык в школе. 2017. № 1. С. 31-33.
12. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. «Части речи на карте Москвы» (Урок-исследование в VII классе) // Русский язык в школе. 2017. № 9. С. 27-31.
13. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н., Веревкина Е. А. Виртуальные экскурсии в теории и практике преподавания РКИ // Русский язык как иностранный в смешанном формате обучения: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 13 февраля 2023 г. / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. С. А. Вишнякова [Электронное издание сетевого распространения]. Москва: МПГУ, 2023. 527 с. С. 132-137. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43867899_11187569.pdf (дата обращения: 19.07.2023).
14. Исаева Н. А. Новый образовательный контент креативного краеведческого туризма в контексте коммуникативистики // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. № 3. С. 45-51. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-3-45-51 (дата обращения: 20.07.2023).
15. Левушкина О.Н., Шеляпина И.И. «Пойдем же вдоль стен и колонн, с лексической яркой окраской от собственных этих имен» (Урок составления экскурсии по городу Санкт -Петербургу)// Русский язык в школе. 2017, №10. С. 29-33.
16. Негрышев А.А. Виртуальная интернет-реальность: к проблеме категориальных признаков // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2018. №1. С. 12-17. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5a659c102b36e6.51333341 (дата обращения: 20.07.2023).
17. Рыжикова Ю.А. Технология организации образовательной экскурсии // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 82-86.
18. Ряузова О.Ю., Булах Е.А. Потенциал виртуальных экскурсий в обучении студентов на занятиях по РКИ // Педагогика искусства. 2021. № 3. С. 79-88.
19. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 3. С. 378-391.
20. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия. 2002. 576 с.
21. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Электронный научный журнал «Наука и перспективы» 2017. №2. С. 70-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29877029 (дата обращения: 20.07.2023).
22. Щербакова О. В. Технология глобальной симуляции как эффективный метод формирования лингвосоциокультурной компетенции: история возникновения, концепт, структура (на примере симуляции дебузе "жилой дом") // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 2. С. 67-70. URL: https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-2.15 (дата обращения: 19.07.2023).
23. Bransford J. D., Brown A. L. & Cocking R. R. (Eds.). How People Learn: brain, Mind, Experience, and School. Washington, D.C.: National Academy Press. 2003
24. Dembo M. H., & Eaton M. J. School Learning and Motivation. G. Phye (Ed.) Handbook of Academic Learning. Elsevier Science: San Diego. 1997. Pp. 69-125.
25. McLellan H. Virtual Reality and Multiple Intelligences: Potentials for Higher Education, Journal of Computing in Higher Education, 5 (2), 1994. Pp. 33-66.
26. Spicer J.I., & Stratford J. Student perceptions of a virtual field trip to replace a real field trip. Journal of Computer Assisted Learning. 2001. 17. Pp. 345-354.
27. Stoddard J. Toward a virtual field trip model for the social studies. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education. 2009. 9 (4). Pp. 412-438.