Россия
В статье рассматриваются особенности организации профессионально-ориентированного обучения русскому языку как иностранному (ПОО РКИ) в условиях роста информатизации системы образования и трансформации методического мышления, которая заключается в том, что от парадигмы передачи знаний педагогическое сообщество переходит к парадигме со-организации обучающей среды. Отмечается, что при создании современных средств обучения инофонов языку специальности следует опираться на принципы педагогического дизайна, реализация которых позволяет организовать эффективный процесс обучения с учётом коммуникативных потребностей целевого контингента учащихся. Анализируются способы и инструменты моделирования полноценной информационной обучающей среды для ПОО РКИ с применением разнообразных электронных средств.
РКИ, профессионально-ориентированное обучение, язык специальности, информационно-коммуникационные технологии, педагогический дизайн, электронные средства обучения нового типа, профессионально ориентированные сферы общения, со-организация обучающей среды
1. Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. - № 3(3). - С. 12-16.; EDN: https://elibrary.ru/NEIMTD
2. Азимов Э.Г. Особенности преподавания РКИ в социальных сетях // Русский язык в странах СНГ: положение, функционирование, коммуникация: Материалы Международного конгресса. 1-3 ноября 2022 г. / Под ред. С.Ю. Камышевой. - М., 2022. - С. 118-120.; EDN: https://elibrary.ru/ZQNOQQ
3. Антонова И.А., Христиансен И.А. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для историков. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 260 с.; EDN: https://elibrary.ru/QSRSKP
4. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А. Аутентичный текст и аутентичная языковая среда в обучении РКИ // Русский язык за рубежом. - 2018. - № 5. - С. 94-100.; EDN: https://elibrary.ru/YOGLYD
5. Вавулина А.В., Клобукова Л.П., Судиловская О.И., Чекалина В.Л. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для юристов. - М.: Русский язык. Курсы, 2007. - 360 с.
6. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П., Ларкина М.А. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для психологов. - М.: Русский язык. Курсы, 2007. - 205 с.
7. Галушко Т.Г. Человеко-ориентированное фиджитал и дижитал образование: цифровизация и гуманизация // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2022. - № 204. - С. 25-34. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-25-34; ; EDN: https://elibrary.ru/TFQTVQ
8. Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2022. - Т. 14. - № 1. - С. 40-49. DOI:https://doi.org/10.14529/ped220104; ; EDN: https://elibrary.ru/BQUORO
9. Дёмина О.А., Тепленёва И.А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов // Высшее образование в России. - 2020, - №7. - С. 156-167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167.; ; EDN: https://elibrary.ru/SYLNOL
10. Ермакова О.Б. Цифровое сопровождение процесса обучения РКИ (на примере виртуального класса Google) // РКИ: Лингвометодическая образовательная платформа. Сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 145-летию Белгородского государственного национального исследовательского университета. - Белгород, 2021. - С. 100-106.; EDN: https://elibrary.ru/FRTTSR
11. Ермакова О.Б., Клобукова Л.П., Чернышенко Е.А. Из опыта цифровизации обучения русскому языку иностранных учащихся экономического профиля // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху: монография / под общ. ред. Е.А. Хамраевой. - Москва: Издательство «Сам Полиграфист», 2020. - С. 14-23.
12. Ермакова О.Б., Клобукова Л.П., Чернышенко Е.А. К вопросу о методической целесообразности использования информационно-коммуникационных технологий в целях обучения иностранных учащихся гуманитарного профиля профессионально ориентированному общению на русском языке // Русское слово в международном образовательном пространстве: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. - Пятигорск, 2021. - С. 65-71.; EDN: https://elibrary.ru/EPVTKY
13. Каверина В.В., Филатова Е.А. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для социологов. - М.: Русский язык. Курсы, 2008. - 144 с.
14. Клобукова Л.П., Вашик К., Вешманн Л. Лингвометодические основы очно-дистанционного профессионально ориентированного обучения русскому языку учащихся экономических факультетов и вузов Германии // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск «Русистика Германии». - 2017. - С. 67-72.
15. Клобукова Л.П., Ермакова О.Б., Чернышенко Е.А. Особенности методики формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся экономического профиля в режиме очно-дистанционного обучения (на материале темы Организационная структура фирмы) // Язык, литература, культура. Актуальные проблемы изучение и преподавания. Сборник научных и научно-методических статей / Ред. кол. Л.П. Клобукова и др. Т. 14. - Москва: МАКС-Пресс, 2018. С. 161-183.
16. Кречетников К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий. [Электронный ресурс] URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html. Дата обращения 14.08.2019.
17. Кузнецов А.А. Электронная образовательная среда нового типа на базе кросс-платформенной модели обучения: методика и апробация // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2021. № 1. С. 57-76.; DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2021-1-57-75; EDN: https://elibrary.ru/JMJZNK
18. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / Е.В. Чернобай (научная редакция), Е.А. Ефимова, Ю.Н. Корешникова, М.А. Давлатова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 44 с.
19. Рублева Е.В. Современные средства обучения в практике преподавания русского языка как иностранного как элемент модернизации педагогического процесса // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: Сборник материалов Международного научного конгресса. В 3-х частях. Часть II. М.Н. Русецкая (гл. ред.), М.А. Осадчий (отв. ред.). - Москва, 2021. - С. 471-473.; EDN: https://elibrary.ru/XVIKEQ
20. Савченко Е.В. Интеграция сервисов Google в языковой класс // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2021. - № 199. - С. 99-107.; DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-99-107; EDN: https://elibrary.ru/AYUEXU
21. Филатова Е.А., Черенкова И.С., Луценко О.В. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для экономистов. - М.: Русский язык. Курсы, 2007. - 176 с.; EDN: https://elibrary.ru/QSXTLR
22. Allen W.C. Overview and evolution of the ADDIE training system // Advances in Developing Human Resources. 2006. Vol. 8. № 4. P. 430-441.
23. Lave J., Wenger E. Situated learning: Legitimate peripheral participation. Cambridge university press, 1991.
24. Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J., & the ID2 Research Group. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1966. №36(5). P. 5-7. [Электронный ресурс] https://mdavidmerrill.files.wordpress.com/2019/04/reclaiming.pdf (дата обращения 19.07.2023)
25. Zimmerman B.J. Self-regulated learning and academic achievement: An overview // Educational psychologist. 1990. Vol. 25. № 1. P. 3-17.