УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается один из активных методов обучения младших школьников – учебный диалог, дается его характеристика как приоритетного способа обучения младших школьников предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Приводятся приемы изучения программного материала, применение которых усиливает роль учебного диалога в становлении школьных ролей и формировании учебной деятельности обучающихся, в развитии их интеллектуальных процессов и коммуникативных умений.

Ключевые слова:
младший школьник, учебный диалог, метод, прием, коммуникативные действия, интеллектуальные действия.
Текст

ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ?

Прежде всего давайте вспомним (а все это мы знаем со времен учения в вузе), что такое учебный диалог. Учебный диалог — это форма организации разговора (беседы) участников учебно-познавательного процесса. Диалог предполагает обмен высказываниями, эмоциональными и содержательными репликами.

Каковы черты учебного диалога как метода дидактики начальной школы?

  1. Учебный диалог — совместная деятельность младших школьников по решению учебных задач. От учащихся это требует развитой готовности к диалогической коммуникации, наличия опыта учебного общения. От учителя — предварительной работы по формированию умений учеников участвовать в диалоге и целенаправленного руководства диалогом с учетом конкретной ситуации протекания.
  2. Учебный диалог — это живое межличностное общение, допускающее «свободные» формы коммуникативного взаимодействия: реплики, краткие образные оценки, эмоциональные всплески и т.п.
    Задача участников — использовать специфику диалогической формы речи и в то же время не нарушать правила ведения диалога, проявлять сдержанность и корректность.
    Задача учителя — обеспечить баланс между открытым, живым эмоциональным общением детей и соблюдением правил построения диалогической коммуникации. Педагог проектирует различные варианты течения диалога, при необходимости корректирует способы взаимодействия его участников. В.В. Сериков особо подчеркивает значение выявления педагогом «зон импровизации», то есть таких ситуаций диалога, при которых заранее трудно предусмотреть действия его участников.
  3. Учебный диалог рассматривается как способ применения учеником полученных знаний, возможность их уточнить, дополнить и расширить.
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

2. Бубер М. Изречённое слово / пер. с нем. А.Б. Рахманова // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 2 (41). С. 19-26.

3. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы религиозных культур и светской этики: учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Основы исламской культуры. - М.: Вентана-Граф, 2014.

4. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы религиозных культур и светской этики: учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Основы православной культуры. - М.: Вентана-Граф, 2014.

5. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы религиозных культур и светской этики: учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Основы светской этики. - М.: Вентана-Граф, 2014.

6. Волков А.А. Основы риторики. - М.: Академический Проект, 2003.

7. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.

8. Лихачёв Д.С. О речевой культуре // Слово лектора. 1989. № 4.

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

10. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Институт психотерапии, 2003.

11. Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы / под ред. В.С. Библера. - Кемерово: Алеф, 1993.

Войти или Создать
* Забыли пароль?