Школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева города Степногорск (Учитель биологии)
Россия
В данной работе исследуется процесс обучения метакогнитивным навыкам в процессе обучения в общеобразовательной школе, а также изучаются методы оценки сформированности данных навыков во взаимосвязи с академической успешностью. Автор выявляет специфику методик оценки сформированности данных навыков как предпосылок формирования компетенций у обучающихся. Обучение данным навыкам рассматривается как часть современного образовательного процесса и фактор становления академической успешности. В контексте этого объектом исследования определены метакогнитивные навыки, а предметом - взаимосвязь методов оценки данных навыков с академической успешностью. Метакогнитивные навыки характеризуются как компоненты универсальных компетенций, а также в качестве образовательной основы становления образовательных компетенций в обучении и компетентности в профессиональной деятельности. Автор делает попытки исследования взаимосвязи уровня метакогнитивных навыков с академической успешностью и ее значимостью в процессе обучения.
метакогнитивные навыки, академическая успешность, социальная успешность, диагностика, оценка сформированности, образовательные результаты, образовательный процесс, обучение
1. Жороева А.Р. Подготовка учащихся к компетенциям и навыкам ХХ1 века // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020. №3-2. С. 820-822.
2. Бакурова О. Н., Пузанова Е. Д. Формирование навыков «Soft skills» у учащихся старших классов с различным уровнем метакогнитивных знаний и навыков // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. С.1-12.
3. Беленкова Ю. С. Обучение метакогнитивным навыкам и методы оценки их сформированности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №3-2. С. 20-22.
4. Кинцель А. Е. Внедрение модели формирования метакогнитивных навыков у обучающихся в решении учебных задач как фактора их академической успешности / А. Е. Кинцель // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 08 апреля 2022 года. - Москва: Известия института педагогики и психологии образования, 2022. - С. 136-144.
5. Кинцель А. Е. Метакогнитивная характеристика обучающихся и их академическая успешность / А. Е. Кинцель // Наука. Управление. Образование. РФ. - 2022. - № 4(8). - С. 76-83.
6. Афанасьев В.В., Воровщиков С.Г., Резаков Р.Г. Практика позитивной социализации детей, подростков и юношества: формат интеграции ресурсов общего и дополнительного образования столичного мегаполиса // Искусство и образование. 2020. № 4 (126). С. 160−167.
7. Ишмуратова Ю. А., Потанина А. М., Цыганов И. Ю., Моросанова В. И. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2019. №3. С. 25- 40.(да
8. Шаповалова О. Н., Ефремова Н. Ф. Формирующее оценивание как технология развития учебной самостоятельности школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. №1. С. 1-8.
9. Белоножко П.П., Белоус В.В., Карпенко А.П., Храмов Д.А. Инструментальные средства для автоматизированной количественной оценки метакомпетенций учащихся. Обзор // Машиностроение и компьютерные технологии. 2015. №10. С. 9-42.
10. Шкерина Л. В., Берсенева О. В., Журавлева Н. А., Кейв М. А. Метапредметная олимпиада для школьников: новый подход к оцениванию метапредметных универсальных учебных действий обучающихся // ПНиО. 2019. №2 (38). С. 1-18.