аспирант
Родители играют важнейшую роль в эмоциональном развитии детей в период их раннего детства. Действия, реакции, родительское отношение - все это оказывает мощное влияние на эмоциональное благополучие ребенка, закладывает фундамент его социального опыта и психического здоровья. В этой статье освещаются результаты эмпирического исследования, которое было направлено на выявление взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия дошкольников. Выборку респондентов составили дети дошкольного возраста (90 человек) и их родители (150 человек). Опрос был проведен на базе детского образовательного учреждения Maple Bear в городе Чжэндун (Китайская Народная Республика). Анализ показал, что родительское отношение к детям с низким уровнем эмоционального благополучия отличается рассогласованностью между эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами; родительское отношение к детям с высоким уровнем эмоционального благополучия является менее противоречивым по сравнению с тем отношением, которое демонстрируют родители к своим детям, имеющим низкий уровень эмоционального благополучия.
эмоциональное благополучие, дошкольный возраст, детско-родительские отношения, психическое здоровье детей, ментальное развитие
1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. канд. дисс. М., 1986.
2. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. 1996. № 6.
3. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: дисс. … канд. психолог. наук. Специальность: 19.00.07. М., 1987. 218 с.
4. Crosnoe R., Prickett K., Smith C., Cavanagh S. (2014) Changes in Young Children’s Family Structures and Child Care Arrangements. Demography. No 51 (2): 459-483.
5. Dawes J., May T., McKinlay A. (2021) Impact of the COVID-19 pandemic on the mental health and wellbeing of parents with young children: a qualitative interview study. BMC Psychol 9, 194 p.
6. Panula V., Junttila N., Aromaa M. (2020) Parental Psychosocial Well-Being as a Predictor of the Social Competence of a Child. J Child Fam Stud 29, P. 3004-3019.