Россия
В статье обосновывается роль качества высшего образования в решении задач устойчивого развития экономики и общества. Приведены результаты исследования в данной области, полученные учеными кафедры менеджмента Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева в рамках подготовки к Международной конференции «Образование через всю жизнь для устойчивого развития». Анкетирование школьников, студентов, преподавателей, работодателей и представителей органов государственной власти ряда регионов Российской Федерации (Республики Мордовия, Новосибирской, Тамбовской, Пензенской и Московской областей) позволило изучить мнение общественности о качестве российского высшего образования, его соответствии современным и будущим потребностям экономики и общества, о необходимости непрерывного образования, определить направления дальнейшего развития высшего образования в России и повышения его качества в интересах устойчивого развития.
качество образования, устойчивое развитие, респонденты, уровень качества, образование через всю жизнь
Высшее образование является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих удовлетворение общественных потребностей, социальную реализацию индивидов. Именно в системе высшего образования находят отражение как внутренние, так и внешние тенденции развития общества, особая роль качества высшего образования в устойчивом развитии экономики. Образование может способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать мир более безопасным, здоровым, процветающим, тем самым повышая качество жизни [4].
Особая роль качественного высшего образования в устойчивом развитии стран определяется:
- удовлетворением потребностей экономики и общества в высококвалифицированных специалистах, обладающих современными знаниями, умениями, навыками, профессиональными и личностными компетенциями, готовностью применять их в реальной практике;
- становлением мировой информационной цивилизации;
- формированием социального капитала общества, являющегося его важнейшим нематериальным активом, определяющим конкурентные преимущества страны, региона, организации;
- развитием науки, техники и технологий;
- развитием корпоративной культуры, созданием новых ценностных установок и формированием новых образцов поведения;
- обеспечением возможности образования «через всю жизнь»;
- укреплением институтов гражданского общества.
1. Коротков Э.М. Аксиология качества современного образования в России // Образование через всю жизнь для устойчивого развития: материалы Междунар. конф. / редкол. С.М. Вдовин (отв. ред.) [и др.]. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. С. 62-68.
2. Методические материалы для учителей по вопросам устойчивого развития. Совместный проект ЕС и программы развития ООН «Устойчивое развитие на местном уровне». Минск, 2010. 248 с.
3. Мюллер Е.В. К вопросу о реализации национальной стратегии образования для устойчивого развития в России // Педагогические науки. 2013. № 6. С. 3-4.
4. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/env/documents/2005/cep.ac.13/cep.ac.13.2005.3.rev.1.r.pdf.