аспирант
Россия
Статья посвящена подготовке и использованию кейсов по социальной инженерии для рассмотрения организационно-правовых аспектов информационной безопасности. С ростом доступности цифровых инструментов тема информационной безопасности личности остается актуальной, поскольку доля обманутых мошенниками людей только увеличивается. Особенно стали популярными сложные фишинговые сценарии и атаки посредством социальных сетей и мессенджеров. Все более востребованным в общем образовании становится формирование целостного представления в области обеспечения информационной безопасности с упором на формирование цифровых компетенций в области информационной этики и права. Для достижения предметных результатов по данной теме учителям информатики предлагается использовать интерактивные кейсы по социальной инженерии в курсе информатики на уровне среднего общего образования.
информационная безопасность, социальная инженерия, фишинг, кибербуллинг, персональные данные, кейсы, информатика, защита информации, информационная этика, информационное право, правовые нормы
1. Босова Л.Л., Самылкина Н.Н. Вопросы информационной этики и права в общеобразовательном курсе информатики. Материалы IХ Международной научно-методической конференции посвященной 75-летию профессора Е.Ы. Бидайбекова и 35-летию школьной информатики: Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке. - КазНПУ имени Абая, 2020.
2. Босова Л.Л. О новых подходах к изучению школьной информатики в условиях цифровой трансформации общества. // Информатика в школе. 2022 г. №4(177) - с.3
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г №51-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Утверждена 5 декабря 2016 г. № 646. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/
5. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. https://www.ispring.ru/software-registry/
6. Калинин И. А., Самылкина Н. Н. Информатика. Углубленный уровень. 11 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 216 с.
7. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». http://government.ru/info/35568/
8. Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета «Информатика» (базовый уровень). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 7/22 от29.09.2022 г. https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_Informatika_.htm
9. Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета «Информатика» (углубленный уровень). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 7/22 от29.09.2022 г. https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_Informatika_uglublennij_uroven.htm
10. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Утверждена Указом Президента России № 203 от 9 мая 2017 г. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
11. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006г. № 149-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/#dst59
12. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/