В современных социально-экономических условиях важно повысить эффективность инвестирования в индивидуальный человеческий капитал. Обучение в вузе является для студентов процессом вложения в свой человеческий капитал. Поэтому актуально изучить отношение современ- ных студентов к процессу обучения в вузе, выявить факторы, снижающие эффективность обучения, т.е. процесса инвестирования. Авторы разработали анкеты и провели анкетирование 141 студента ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет». Анализ результатов позволил разработать и обосновать научные рекомендации по повышению эффективности вложения в человеческий капитал в процессе обучения в вузе. Необходимо активизировать самостоятельную подготовку, четко структурировать и излагать информацию, шире использовать деловые игры и диспуты, чаще хвалить за успехи, позитивно относиться к инициативе студентов.
обучение в вузе, человеческий капитал, процесс инвестирования в человеческий капитал, факторы, снижающие эффективность обучения в вузе.
Термин «человеческий капитал» был предложен в 1961 г. Т. Шульцем [12]. Под «человеческим капиталом» понимается имеющийся у человека запас знаний, способностей, навыков, мотиваций, интеллект, здоровье, знания, качественный производительный труд и качество жизни [3, 9, 10]. Инвестициями в него выступают образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации [4, 5, 12]. В российском обществе интерес к понятию «человеческий капитал» возник относительно недавно [1, 2, 4]. В современных социально-экономических условиях актуально изучить, каким образом можно повысить эффективность вложения в индивидуальный человеческий капитал.
1. Андреева М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Асадуллина Ф.Г., Малюгин Д.С. Ценностные ориентации мужчин и женщин, как детерминанты морального выбора // Психологический журнал. 2009. № 1. С. 44-51.
3. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. М.: Прогресс, 1976.
4. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал - фактор развития или деградации? Воронеж, 2005.
5. Симонова М.В., Галиуллин Х.Я., Ермаков Г.П., Котельникова Н.В. Экономическая эффективность и порог рентабельности труда работников предприятия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3. С. 406-408.
6. Сухова Е.В., Сухов В.М., Барсуков В.Н, Зайнуллин Р.Т. Факторы, снижающие дисциплину лечения у больных туберкулезом легких и повышение мотивации на лечение // Пульмонология. 2005. № 3. С. 17-23.
7. Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ. М.: ГИППО, 2008.
8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.
9. Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.
10. Carter E.A., McGoldrick M. The Family life cycle and family therapy: An overview // The family Life Cycle: A framework for family therapy. N.Y.: Gardner Press, 1980.
11. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harpaer Row, 1954.
12. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.