К ВОПРОСУ О ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ РКИ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ И ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена переосмыслению методического содержания обучения РКИ в русскоязычной и иноязычной среде в связи с изменившимися условиями преподавания РКИ и переходом на онлайн-обучение. Авторы статьи обратились к подробному анализу некоторых процессов РКИ, наметившихся в условиях цифровой трансформации. Обращено внимание на необходимость создания в этих условиях виртуальной языковой среды обучения (ВЯСО), которая представляет собой структурированное информационно-коммуникативное сооружение. Авторы статьи коснулись некоторых сторон быстро меняющегося образовательного пространства сферы РКИ. В статье подчеркивается, что подвижность, гибкость методического подхода к выработке и видению нового понимания уже привычных и устоявшихся понятий требует расширения зон переосмысления. Подчеркивается, что задача преподавателя состоит в управлении стихийным внеаудиторным общением и учетом среды, в которой происходит овладение русским языком. Очень многое здесь, по мнению авторов статьи, зависит от уровня профессионализма преподавателя, от которого дистанционная форма требует владения новыми навыками и умениями.

Ключевые слова:
офлайн-обучение, виртуальная языковая среда обучения, персонализация, профессионализм, компетентность, внеаудиторная работа
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Боженкова Р.К., Быкова О.П. К проблеме билингвизма и бикультурности детей соотечественников, проживающих вне России // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. № 2. Курск, 2012. С. 172-179.

2. Быкова О.П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде. М.: Русский язык. Курсы, 2014. С. 8-11.

3. Быкова О.П., Мартынова М.А., Сиромаха В.Г. Современное методическое осмысление понятия иноязычной среды обучения // Russian Language Centre. 2017. Russian outside Russia: The Challenges of Teaching Russian as a Foreign Language outside the Language Environment. Conference Proceedings.- С. 231-238. http://www.russiancentre.co.uk/RLC-2017- Conference-Proceedings.pd 4.04.22)

4. Гац З. К. Виртуальная языковая среда обучения русскому языку как иностранному (лигвокультурологический аспект). М.: МАКС Пресс, 20 с.

5. Гац З. Что такое дистанционное обучение, и как его организовать в виртуальной языковой среде. https://pandia.ru/text/77/282/22037.php ), 2.05.22.

6. Голубева А.В., Голубев Н.С., Алёшина А.Б., Бекезина Т.А. Цифровая среда РКИ: взгляды издателя, разработчика, преподавателя // Русский язык за рубежом. 2023. № 4. С. 10-17.

7. Гончарова Л.М. Россия - Китай: мосты коммуникации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023. № 1(62). С. 5-12.

8. Гуторова Д. Г. К вопросу о разработке виртуальной среды обучения русскому языку как иностранному / Д. Г. Гуторова // Наука и школа. 2020. № 2. С. 182-187.

9. Дунаева Л.А., Лёвина Г.М.., Богомолов А.Н., Васильева Т.В. Цифровизация области преподавания РКИ: первые итоги и перспективы // Русский язык за рубежом. 2020. № 5. С. 4-9.

10. Информационные технологии в обучении русскому языку как иностранному: история, современное состояние, перспективы: коллективная монография / Под ред. О.И. Руденко-Моргун, В.Б. Куриленко. М., 2019.

11. Конанчук Д. “Учебный коллапс,” Harvard Business Review, https://hbr-russia.ru/bizn es-i-obshchestvo/fenomeny/854663 (дата обращения: 30.01.2021).

12. Костикова Л.П., Федотова О.С. Педагогическая коммуникация в условиях цифровой трансформации образовательного пространства вуза // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. № 2(57). С. 53-60.

13. Лёвина Г.М. Некоторые приёмы цифрового обучения РКИ (начальный этап) // Русский язык за рубежом. 2023. № 4. С. 18-23.

14. Мартынова М.А. Опыт сравнения традиционного и дистанционного обучения РКИ: «союзники» или «противники»// Institute for Russian and Altaic Studies. Chungbuk National University. 2021. № 8. С. 259-307.

15. Руденко-Моргун О.И. Компьютерный языковой курс как учебник нового типа: Автореф. Дис. … канд. пед. наук. М., 1994.

16. Слышкин Г.Г., Милованова М.С., Малыгина Л.Е., Гончарова Л.М. Реальный виртуальный мир: революция или естественное обновление? (Материалы международного круглого стола, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 28.10.202 2) // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023 № 1(62). С.130-141.

17. Azimov E.G. Ispol'zovanie komp'yutera v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. M., 1989.

18. Azimov E.G. Teoriya i praktika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo s pomoshch'yu komp'yuternykh tekhnologii: Dis. … d-ra ped. nauk. M., 1996.

19. Baranova I.I. Problemy obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomuna nachal'nom etape v distantsionnom formate // Dinamika yazykovykh i kul'turnykh protsessov v sovremennoi Rossii. Vyp.7. Materialy VIIKongressa ROPRYaL (g. Ekaterinburg6-9 oktyabrya 2021 g.). SPb., 2022.

20. Bogomolov A.N., Dunaeva L.A. Sreda obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v usloviyakh tsifrovoi transformatsii obrazovaniya // Russkii yazyk za rubezhom. 2023. № 4. S. 4-9.

21. Bozhenkova N.A., Bozhenkova R.K., Romanova N.N. O primenenii lingvokul'turologicheskoi strategii obucheniya RKI v usloviyakh rekonstruktsii yazykovoi sredy.// Russian Language Centre. 2017. Russian outside Russia: The Challenges of Teaching Russian as a Foreign Language outside the Language Environment. Conference Proceedings.S.68-74. s.70. http://www.russiancentre.co.uk/RLC-2017- Conference-Proceedings.pd Data obrashcheniya 4.04.22

Войти или Создать
* Забыли пароль?