Цель статьи заключается в оценке эффективности программы внеурочной деятельности «Экодружина нашей школы» для формирования основ эколого-патриотической культуры младших школьников. Представлен опыт внедрения программы в процесс внеурочной деятельности младших школьников (организуемый на базе инновационной региональной образовательной площадки МОУ «СОШ № 60» имени Героя Советского Союза П.Ф. Батавина в 2022-2023 учебном году) в ходе решения проектных задач: «Мы решили строить дом», «Фестиваль детских экологических театров», «Школа добрых дел», «Портрет родного города». В статье обосновывается необходимость сосредоточиться на разработке патриотического компонента в структуре эколого-патриотической культуры представителей молодого поколения. Значимую основу работы составляет моделирование образа дома, школы, города и малой родины с ориентацией младшего школьника на образ патриота с присущими ему качествами (стремление к выполнению социально значимых функций в семье, школьном сообществе, в различных сферах жизни общества, к защите природы, высокая духовность). Проанализировано семантическое поле понятия «экологопатриотическая культура». Выявлено, что предлагаемая программа внеурочной деятельности может считаться эффективной в силу качественных изменений в личности младшего школьника в результате проведения комплексной диагностики («ЭЗОП» В.А. Ясвина, методика диагностики личностного роста Д.В. Григорьева, методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)), изучение изотворчества младших школьников).
эколого-патриотическая культура; патриот; гражданин; внеурочная деятельность; младшие школьники; проектная задача
1. Концепция экологического образования в системе общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (утв. протоколом от 29 апреля 2022 года № 2/22). [Электронный ресурс] / URL: https://www.рцпв.рф/news/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federatsii-na-2016-2020-gody/
2. Понуровская, В. В. Реализация концепции устойчивого развития в естественно-научном образовании младших школьников / В. В. Понуровская // Начальная школа. - 2017. - № 9. - С. 27-29.
3. Мякшев, А. П. Российская нация: формирование гражданской идентичности - главное направление национальной политики государства : учебное пособие для учителей, преподавателей, студентов / А. П. Мякшев. - Саратов: Саратовский источник, 2020. - 124 с.
4. Лутовинов, В. И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В.И. Лутовинов, И. И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. - 256 с.
5. Мониава, Л. Г. Формирование культуры патриотизма педагога дополнительного образования в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Г. Мониава. - Белгород, 2018. - 24 с.
6. Корниец, Н.И. Патриотизм в структуре культуры : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. И. Корниец. - Волгоград, 1987. - 201 с.
7. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3-12.
8. Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. указом Президента РФ от 19 апреля 2017 №176) [Электронный ресурс] / URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559074/
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2015 г. // Рос. газ. - 2015. - 8 июня.
10. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студентов учреждений высшего образования / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. - М.: Академия, 2015. - 464 с.
11. Матяш, Н. В., Симоненко, В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 112 с.
12. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор / под ред. Д.В. Григорьева, П. В. Степанова. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
13. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
14. Морозова, Е. Е., Исаева, О. А. Развиваем экологические традиции Саратовского региона. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и ссузов, для педагогов и работников системы образования / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева. - Саратов: ООО «Амирит», 2021. - 158 с.