В статье обсуждаются образовательные возможности, которые предоставляет использование регионального содержания при изучении российскими младшими школьниками иностранного языка. Особое внимание уделено содержанию учебников иностранного языка, отвечающему задачам реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; региональное содержание; средства обучения; учебники иностранного языка.
Окончание. Начало в № 4. — 2013 г.
ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современная образовательная парадигма отличается повышением статуса системы воспитания, приобщения учащегося к ценностям. Ценности (нравственные, эстетические, художественные, религиозные, политические) передаются не через научные знания (а лишь с опорой на них), но в межличностном общении и усваиваются с помощью чувств, переживаний, а не в ходе мышления. Следовательно, и результатом воспитания являются не знания, а ценностное сознание личности, фундамент которого находится в эмоциональном поле. Использование регионального содержания предоставляет большие возможности для воспитания школьников.
С реализацией стандарта второго поколения связана также проблема контролирующей деятельности педагога для определения качества образования.
Диагностику, направленную на выявление новообразований, обеспечивающих достижение оптимального результата при обучении младшего школьника, можно рассматривать как необходимую форму контроля качества региональной части содержания.
Как известно, овладение знаниями происходит в несколько этапов: от первичного усвоения и репродуктивного воспроизведения до применения знаний в знакомых и новых условиях. Региональное содержание можно рассматривать в качестве одного из средств для определения уровня усвоения региональных знаний в три этапа:
- репродуктивный - воспроизведение полученных знаний (действия по образцу);
- применение знаний в знакомой ситуации;
- продуктивный - воспроизведение знаний в новых условиях, способность осуществлять поиск решения, выбор нестандартного способа действия.
1. Гальскова Н.Д., Дёмина М.Г., Манукян К.М. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки // Иностранные языки в школе - 2012. - № 5. - С. 2-12.
2. Горлова Н.А. Обучение иностранным языкам младших школьников: проблемы и пути их решения //Начальное образование. - 2012. - № 1. - С. 6-12.
3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Обучение культуре и культура обучения языку //Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 12-15.
4. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. - В 2 ч. Ч.2. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 352 с.
5. Остапенко К.К. Организация начального обучения английскому языку учащихся общеобразовательной школы на сюжетной основе. [Электронный ресурс] /автореф. дисс. … канд. пед. наук [СПб., 2003]. - URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-nachalnogoobucheniya-angliiskomu-yazyku-uchashchikhsyaobshcheobrazovatelnoi-#ixzz2NrppTBvp (дата обращения: 16.07.2013).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11. 2010 г.).
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособ. для студ. пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.